ОНЛАЙН ВИДЕО КАНАЛ С АСТРАЛЬНЫМ ПАЛОМНИКОМ
 
Задать вопрос можно в мини-чате, а так же в аське и скайпе
Есть вопрос? - найди ответ!  Посмотрите видео-FAQ - там более 700 ответов. ПЕРЕЙТИ
Ответы на вопросы в видео ежедневно c 18.00 (кроме Пт, Сб, Вс)
Посмотреть архив онлайн конференций 
 
  регистрация не обязательна, приглашайте друзей - люблю интересные вопросы
(плеер и звук можно выключить на экране трансляции, если они мешают)

 

 

       

 

Я доступен по любым средствам связи , включая видео
 
аська - 612194455
скайп - juragrek
mail - juragrek@narod.ru
Мобильные телефоны
+79022434302 (Смартс)
+79644902433 (Билайн)
(МТС)
+79158475148
+79806853504
+79106912606
+79106918997

 

 

 

Яндекс.Метрика Скачать книгу Горин. А вы пробовали гипноз
МЕНЮ  САЙТА

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

ВХОД

В ПОРТАЛ

 

Библиотека 12000 книг

Аномальное   

Здоровье

Рейки  

Астрал  

Йога

Религия  

Астрология

Магия

Русь  

Аюрведа  

Масоны

Секс

Бизнес 

НЛП

Сознание

Боевое  

Он и она

Таро  

Вегетарианство  

Ошо

Успех

Восток  

Парапсихология

Философия

Гипноз  

Психология  

Эзотерика  

ДЭИР

Развитие

900 рецептов бизнеса

 

 

Видеоматериалы автора сайта

Практика астрального выхода. Вводная лекция

Боги, эгрегоры и жизнь после

 жизни. Фрагменты видеокурса

О страхах и опасениях, связанных с выходом в астрал
 

Видеокурс астральной практики. Практический пошаговый курс обучения

 

Интервью Астрального паломника
 

Запись телепередачи. Будущее. Перемещение во времени

Призраки в Иваново. Телепередача

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

 

 

 

 

Горин. А вы пробовали гипноз

скачать    27.zip

 

 

 

Выдержки из произведения.

В полном объеме вы можете скачать текст в архиве ZIP по ссылке расположенной выше

   

  Предположим, вам понадобилось закрепить у партнера чувство неуверенности, и вы знаете, что это чувство возникнет при разговоре об X. Начните разговор об X, постукивая пальцами по столу... Когда вы перейдете к другой теме, где он будет уверен в себе, а вам понадобится его неуверенность — постучите пальцами по столу и получите нужное вам состояние партнера. (Это, кстати, типичный прием следователя: человек почти обязательно за­йдет в его кабинет с чувством неуверенности, ко­торое надо закрепить подходящим якорем и вызы­вать по мере надобности использованием этого якоря). Женщинам я порекомендую варианты якорной техники из репертуара ведьм и колдунов. “Приво­ротное зелье” по-эриксониански... Дождитесь мо­мента, когда ваш муж или сексуальный партнер испытывает наибольшее возбуждение, наивысшее желание. Придумайте какой-нибудь якорь для этого переживания (особый взгляд, жест, прикосновение). Когда вам покажется, что мужчина “остыл” к вам — задействуйте якорь, и посмотрите, что получится. Еще один вариант. Как заставить кого-то влю­биться в себя? Поговорите с ним о том, что когда-то он был влюблен (или сейчас влюблен) в другую женщину. Дождитесь наивысшего переживания эмо­ций, подходящей мимики, дыхания — и поставьте якорь на эту ситуацию. Через некоторое время по­говорите с ним на любую нейтральную тему. Потом заговорите о себе — и задействуйте якорь. Выберете таким образом его влюбленность, изымаете ее из прежнего контекста и переводите на себя — думаю, у вас хватит сообразительности на то, чтобы исполь­зовать вдруг появившийся к вам интерес. Работа с партнером в якорной технике потребует от вас несколько специфичной наблюдательности. Вам нужно научиться замечать момент наивысшей погруженности партнера в нужное вам переживание. Здесь следует учитывать такие вещи. Первое: обя­зательно обращайте внимание на несловесные про­явления эмоций (в основном, это мимика и дыхание). Второе: обращайте внимание на глазодвигательный стереотип. Каждому переживанию соответ­ствует строго определенная последовательность дви­жений глазных яблок — запомните, какова она в момент наивысшего переживания (то есть тогда, когда нужно ставить якорь). Если затем, в ходе нейтральной беседы, вы для проверки оживляете пос­тавленный якорь и не получаете той же последова­тельности движений глазных яблок, того же глазодвигательного стереотипа, который был при погру­жении в то переживание — значит, якорь не дей­ствует, придется повторить его постановку. Для развития такой наблюдательности вы сделаете уп­ражнение.

Упражнение №16. Выполняется в группах по трое. Партнер А выбирает в своем внутреннем опыте три любых отличающихся друг от друга пережива­ния (именно отличающихся: если вы возьмете три разных формально, но одинаковых по существу пе­реживания, то вашим партнерам будет трудно: поэ­тому не берите воспоминание о завтраке, обеде и ужине в качестве примера трех разных переживаний — здесь больше подходит, скажем, воспоминание о том, как бежал стометровку, как готовил обед, и как лежал на диване). Партнер А по очереди погружа­ется в эти переживания, обозначая их, как “состо­яние №1”, “состояние №2”и “состояние №3”. Парт­неры Б и В внимательно наблюдают за тем, какая мимика, какое дыхание и какой глазодвигательный стереотип соответствуют каждому из этих трех со­стояний. На втором этапе упражнения партнер А вновь погружается в те же переживания по очереди, но в другом порядке (например, он может сначала погрузиться в переживание №2,потом в переживание №1, потом — в переживание №3). Задача партнеров Б и В— определить, в каком порядке партнер А погружался в свои переживания на втором этапе упражнения, используя только сделанные на первом этапе наблюдения за мимикой, дыханием, глазодвигательным стереотипом.

С. Горин: Прекрасно, все справились с заданием. Намного легче наблюдать за каким-то процессом, заранее определив для себя опорные точки для на­блюдения. Теперь потренируйтесь в постановке ки­нестетических якорей.

Упражнение №17. Выполняется в парах. Партнер А выбирает два переживания из своего жиз­ненного опыта и сообщает их содержание партнеру Б. Партнер Б словесно помогает партнеру А пог­рузиться в каждое из этих переживаний, закрепляя переживание №1 каким-то кинестетическим якорем №1 (прикосновение к правой руке, правому бедру), а переживание №2 — якорем №2, поставленным на симметричную сторону тела (прикосновение к левой руке, левому бедру). Задача партнера Б на этом первом этапе — помочь партнеру А достичь наилуч­шей погруженности в переживания, чтобы поставить каждый из якорей на высоте переживания. Второй этап упражнения заключается в том, что партнер Б в нейтральной беседе “оживляет” периодически якоря №№ 1 и 2, обращая внимание на максималь­ную точность их воспроизведения (прикосновение к той же точке, с той интенсивностью давления). Задача партнера Б на втором этапе — вызвать у партнера А все несловесные реакции (мимика, ды­хание, глазодвигательный стереотип), которые соот­ветствуют переживаниям №№ 1 и 2, при оживлении якорей №№ 1 и 2. После выполнения упражнения партнеры меняются ролями.

 С. Горин: Существуют варианты якорной техники для работы с самим собой. Ну, самый простой при­мер, пожалуй, — это применение якорей для запо­минания. Когда вы рисуете крестик на ладони или завязываете узелок на платке, вы тем самым создаете визуальный якорь для запоминания того, что вам предстоит сделать. Но применение собственных якорей более мно­гообразно. Так, вы можете закрепить каким-то яко­рем нужное вам состояние. Если вы, скажем, при­выкли получать чувство бодрости от чашки кофе, то в следующий раз, когда будете пить кофе, ущип­ните себя за мочку уха. Повторите постановку такого якоря на чувство бодрости — и в будущем исполь­зуйте его для получения бодрости без кофе. Аналогичным способом, с помощью якоря, постав­ленном на самом себе, вы можете получать доступ к любому нужному вам состоянию. В своей практике я рекомендую женщинам, имеющим проблему с до­стижением оргазма, закреплять каким-то собствен­ным якорем любой достигнутый оргазм, и затем при­менять этот якорь для более легкого достижения оргазма в других половых актах. Я привел только два конкретных примера, хотя их значительно больше. При занятиях самогипнозом вы можете быстро погрузиться в транс, закрепив якорем предыдущие состояния транса. Вы можете использовать якорь для засыпания, якорь для твор­ческой активности, якорь для спокойствия... и для сотни других нужных вам состояний. Я не хотел бы на этом останавливаться, потому что интереснее все же применять якорную технику в манипуляциях с партнером. Очень изящно можно применить якорную техни­ку, если вы еще и узнали внутреннюю стратегию партнера по решению какой-то проблемы.

Ну, пред­положим, что вы хотели бы, чтобы кто-то из парт­неров больше доверял вам. Что тут нужно сделать? Вы просто подходите к этому человеку и говорите (подходит к Олегу): “А ты вообще когда-нибудь кому-нибудь доверял?”. (Олег после паузы отвечает “Да”, в этот момент С. Горин прикасается к правому плечу Олега). Затем вы спрашиваете: “А как ты узнаешь о том, что этому человеку ты доверяешь?” (Дождавшись изменений в мимике и дыхании, С. Горин вновь прикасается к правому плечу Олега). •Олег: Ну, я это чувствую... С. Горин: Он осознает, что он это чувствует, но нас интересует несловесный ответ Олега, его внут­ренняя стратегия выработки доверия, и этот ответ был более развернутым: глазные яблоки сделали движение влево по горизонтали, затем — вправо вниз. Значит, настоящая стратегия у Олега — “слышу-чувствую”. На следующем этапе я верну Олегу его стратегию вместе с якорем (обращается к Олегу): “Когда ты слышишь мой голос, ты можешь почувствовать расположение ко мне?” (Повторяет прикосновение к правому плечу Олега).

Олег: (удивленно) Да-а-а...

С. Горин: Положено проверять качество рабо­ты... Послушай, Олег, дай мне взаймы пять тысяч! (Олег полез в карман). Спасибо, не надо!

Аналогичная стратегия может применяться для выработки чувства симпатии или, если вы хотите, чтобы кто-нибудь обратил на вас внимание. Первый вопрос: “Ты когда-нибудь обращал на кого-то вни­мание?” — и ставите якорь. Второй вопрос: “А как ты узнаешь о том, что надо обратить внимание?” — и следите за глазодвигательным стереотипом, делая контрольную постановку якоря. Получив стратегию принятия решения о том, что на кого-то стоит об­ратить внимание (например, “вижу-чувствую”), вы оформляете свою фразу в соответствии с этой стра­тегией (“Если ты увидишь ля-ля-ля, можешь ли ты почувствовать бу-бу-бу?”) и заканчиваете ее ожив­лением ранее наложенного якоря. И партнер весь ваш. Я повторяю, что ставить якорь надо тогда, когда вы видите несловесный ответ партнера (на высоте переживания); желательно, чтобы якорь не осозна­вался партнером; и, наконец, воспроизводить якорь надо с максимальной точностью. И еще: вы можете закреплять какое-либо переживание у партнера сразу несколькими якорями. Вы можете говорить с партнером, повернув голову направо (визуальный якорь), повторяя при этом “так, так, так” или “хо­рошо, хорошо, хорошо” (аудиальный якорь), и как бы невзначай прикоснувшись к партнеру (кинесте­тический якорь). Когда вам нужно будет вызвать закрепленное таким способом переживание, вы пов­торите свое поведение, увеличив вероятность дейст­вия якорей просто тем, что их было три. И есть еще одна важная и интересная область применения якорной техники. Представьте себе, что у вашего партнера есть какое-то отрицательное вос­поминание, и вы закрепили его якорем № 1. И у партнера есть какое-то положительное воспоминание, вы закрепили его якорем № 2. Что произойдет, если вы оживите оба якоря одновременной В жизни ведь невозможно одновременно получить и положитель­ное и отрицательное впечатление, переживание? А происходит следующее: более слабое воспоминание стирается, исчезает, либо, не исчезая полностью, ос­лабевает еще больше. Это можно использовать для того, чтобы убрать у партнера какое-то неприятное воспоминание, Правда, нужно позаботиться, чтобы положительное воспоминание было сильнее... Юра как-то жаловался, что он очень волнуется перед экзаменами. Эта ситуация хорошо подходит к технике совмещения якорей, и если Юра не против, мы сейчас поработаем с его волнением... Юра не против. (С. Горин садится напротив Юры, слегка пово­рачивает голову направо). Юра, вспомни, как имен­но ты волнуешься. Вот ты зашел в кабинет, где идут экзамены — ты уже начал волноваться? Вспомни последний экзамен, когда ты испытывал сильное во­лнение (после паузы С. Горин прикасается правой рукой к левому колену Юры). Так, так... Интересно,. а можешь ли ты вспомнить первый экзамен, который натолкнул тебя на мысль о том, что на экзамене можно волноваться? (Повторяет прикосновение). Так, так... А ты уверен в том, что это именно вол­нение? (Повторяет прикосновение). Так... (Обра­щаясь к аудитории). Все увидели несловесный ответ Юры? Он действительно переживал сейчас волнение, и мы закрепили его тремя якорями. Отдохни, Юра, встряхнись немного... Мне инте­ресно, а какое чувство ты хотел бы испытывать во время экзамена? (С. Горин поворачивает голову влево).

Юра: Я хотел бы быть уверенным.

С. Горин: Ты был когда-нибудь уверенным? Ты знаешь, что это за чувство, ты его испытывал в своей жизни? (Юра кивает головой, меняется его поза, мимика; С. Горин прикасается левой рукой к пра­вому колену Юры). Хорошо, хорошо... В какой ситуации ты себя чувствуешь уверенно? Можно об этом рассказать?

Юра: Когда я за рулем автомобиля.

С. Горин: (обращаясь к аудитории). Этот вопрос я мог бы и не задавать; можно было просто попросить подробно вспомнить ситуацию, связанную с чувством уверенности, (обращаясь к Юре, вновь поворачивает голову влево). Хорошо, Юра, вспомни свои ощуще­ния за рулем автомобиля. Вспомни их хорошо... Стань уверенным, чтобы мы это поняли (повторяет прикосновение к правому колену Юры). Хорошо, молодец. Ладно, отвлекись. (Обращаясь к аудитории.) Те­перь и положительное переживание закреплено тремя якорями. Те из вас, кто был достаточно вни­мателен, могли заметить совершенно разные глазодвигательные стереотипы двух этих состояний: во­лнения и уверенности. Сейчас, пока я вам что-то объясняю, можно проверить, насколько прочно якоря связаны с переживаниями. (Поворачивает го­лову направо, прикасается к левому колену Юры.) Пожалуйста, весь первый несловесный комплекс вос­произведен. Посмотри, Юра, как внимательны к тебе участники семинара, где еще ты получишь такое внимание? (Продолжая разговаривать, поворачивает голову влево, прикасается к правому колену Юры.) Проверка закончена, якоря работают. Сейчас я их совмещу (голова расположена прямо, прикасается сразу к двум коленям Юры). Так, хо­рошо... Теперь просто посиди... Может быть, тебе будут интересны те изменения, которые уже нача­лись... Давай подождем результата... Так, хорошо... (об­ращаясь к аудитории) То, что человек погружается в транс при совмещении якорей, совершенно естес­твенно... Ему приходится очень сильно погружаться во внутренний опыт... Я говорю это для аудитории, но, как видите, моя поза остается прежней... И я жду, когда установится какой-то другой глазодвигательный стереотип... который не соответствует пер­вому состоянию... Все. Позже я прокомментирую подробнее то, что было сделано, а сейчас займусь проверкой качества рабо­ты. Юра, когда тебе предстоит сдавать очередной экзамен? Представь свое поведение в этой ситуации. Вот он, этот страшный кабинет со страшными экза­менаторами... (поворачивает голову влево, прикаса­ется к правому колену Юры). Вообрази все это хорошо и подробно... Каким будет твое самочувст­вие?

Юра (удивленно): Я буду спокоен и уверен.

С. Горин: Все, работа сделана качественно. Те­перь перейдем к пояснениям.

Итак, в ситуации экзамена Юра хотел чувствовать не волнение, а уверенность. Чувство уверенности мы взяли из другого контекста, из управления автомо­билем, и перенесли его с помощью якорей в ситуацию экзамена. Для проверки эффективности работы и для продления этой эффективности в будущее мы предложили Юре вспомнить (представить) ситуа­цию экзамена при задействованном положительном якоре. Можно было и совмещение якорей провести таким же способом, как мы провели проверку. За чем следовало наблюдать? После совмещения якорей (в случае, если отрицательное переживание ослабло или исчезло) глазодвигательный стереотип либо полностью соответствует второму, положитель­ному переживанию, либо становится каким-то сред­ним, не похожим ни на первый, ни на второй сте­реотипы. При проверке, подстройке к будущему, гла­зодвигательный стереотип также должен соответст­вовать либо положительному состоянию, либо быть каким-то средним. Человек представляет себе отри­цательное переживание, но глазодвигательный сте­реотип выдает для положительного — это и означает, что работа сделана. Если этого нет, работа нуждается в повторении (если и при повторении нужных из­менений нет, следует выбрать другой метод для ра­боты с такой проблемой). Техника совмещения якорей применима к любым ситуациям, которые можно описать формулой: “Про­блема в том, что в ситуации М я испытываю чувство X. Вместо него я хотел бы испытывать чувство Y, которое у меня бывает в ситуации Н”. Следуя этой формуле, вы берете чувство Y из контекста Н и переносите его в контекст М, заменяя там чувство Х чувством Y. Помимо волнения перед экзаменом, предстартовой лихорадки, этой формуле соответствуют такие проблемы, как страх публичных выступлений, писчий спазм, необоснованная неприязнь к кому-либо.. можно найти сотни примеров. Обратите внимание на то, что если проблема со­ответствует формуле, то содержанием проблемы можно не заниматься, работая только с процессом изменения. Этим я и предложу заняться в следую­щем упражнении.

 Упражнение № 18. Выполняется в парах. Партнер А находит в своем внутреннем опыте проблему, которую он хотел бы разрешить, и которая соответ­ствует формуле “В ситуации М я хочу испытывать чувство Y вместо чувства X”. Партнер Б работает с партнером А по схеме:

Шаг 1. Партнер Б способствует достижению партнером А наивысшего переживания чувства Х (неприятного), определяя сопутствующий чувству Х глазодвигательный стереотип и другие несловесные проявления. На высоте переживания партнер Б за­крепляет у партнера А чувство Х каким либо (или какими-либо) якорем (якорями), именуемым далее отрицательным якорем или якорем № 1.

Щаг 2. Партнер Б с помощью нейтральной беседы помогает партнеру А избавиться от чувства X, после чего способствует достижению партнером А положи­тельного (приятного) чувства Y, определяя сопутст­вующий чувству Y глазодвигательный стереотип и другие несловесные проявления. На высоте пережи­вания партнер Б закрепляет чувство Y положитель­ным якорем (якорями) № 2.

Щаг 3. В нейтральной беседе партнер Б оживляет (вновь накладывает) якоря №№ 1 и 2 по очереди, проверяя, появляются ли при этом соответствующие якорям несловесные проявления и глазодвигательные стереотипы. Если да, то партнер Б может уточ­нить словесно, действительно ли партнер А хочет испытывать вместо чувства Х чувство Y (при от­рицательном ответе партнер Б возвращается на предыдущий шаг и предлагает партнеру А выбрать более подходящее чувство Y-1 или Y-2). Если нет, то партнер Б возвращается на один из предыдущих шагов и заново накладывает один или оба якоря.

Щаг 4. Партнер Б одновременно оживляет якорь № 1 и якорь № 2 и дает время партнеру А для новой организации внутреннего опыта, ожидая устойчивого глазодвигательного стереотипа, соответст­вующего чувству Y, или нового, усредненного гла­зодвигательного стереотипа, не совпадающего ни со стереотипом чувства X, ни со стереотипом чувства Y.

Шаг 5. Проверка и подстройка к будущему. Парт­нер Б оживляет положительный якорь (якорь № 2) и просит партнера А представить себе ситуацию М, сообщая о тех чувствах, которые теперь вызывает эта исходная ситуация. Одновременно партнер Б оценивает появляющийся глазодвигательный стере­отип и другие несловесные проявления. Если парт­нер Б наблюдает стереотип чувства Y или усред­ненный, работа окончена. Если нет, то партнер Б возвращается на предыдущий шаг и повторяет со­вмещение якорей. В течение всего упражнения партнер Б старается не вникать в содержание ситуации М, чувства Х и чувства Y. На следующем этапе партнеры меняются ролями.

Рефрейминг содержания.

 С. Горин: Можно сказать, что Милтон Эриксои открыл и начал Применять якорные техники и тех­ники рефрейминга, хотя их описание и даже на­звание появилось позже — в работах Дж. Гриндера и Р. Бэндлера, то есть, в нейролингвистическом про­граммировании. Английское слово “рефрейминг” неоднозначно, его можно перевести и как “перемена рамы у кар­тины”, и как “перемена картины в той же раме”. В психологии и психотерапии термином “рефреймниг” обозначают изменение эмоционального отношения к какой-то проблеме, происшедшее вследствие перемены словесного оформления этой проблемы (содер­жание проблемы при этом не меняется, и сама проблема, в сущности, никуда не уходит). Для прямой иллюстрации понятия рефрейминга я мог бы пока­зать вам какую-то картинку в раме одного цвета, а затем — ту же картинку в раме другого цвета, и вы бы поняли, что отношение к картине действитель­но зависит от той рамки, которой она окружена. Но поскольку рефрейминг относится к речевым техникам, я позволю себе другую иллюстрацию. Представьте себе, что вы — симпатичная девушка, и вы слышите в свой адрес два высказывания; первое из которых: “В груди горит огонь желанья”, а вто­рое: “Ну и телка, вот бы ее трахнуть”. В обоих случаях смысл высказывания одинаков, различается только оформление — но как сильно это меняет ваше отношение к смыслу! Если вы это поняли, то вы поняли, что такое рефрейминг. Существуют техники рефрейминга, позволяющие работать с процессом мышления партнера независи­мо от конкретного содержания идей. Эти техники довольно сложны, и мы с вами будем изучать более простые техники, в которых используется содержа­ние идеи или проблемы.

 Желающие узнать о более сложных видах рефрейминга могут прочитать книгу Р.Бэндлера и Дж.Гриндера “Рефрейминг — переформирование с помощью речевых стратегий”. Интересный подход к применению рефрейминга в педагогике содержится в книге Линды Ллойд “Школьная магия”.

 Первый вариант рефрейминга содержания — рефрейминг смысла. Вы можете им воспользоваться, когда кто-то предъявляет нам проблему, описывае­мую формулой: “когда происходит X, я чувствую Y”. Ясно, что событие Х имеет для этого человека отрицательный смысл и вызывает отрицательное от­ношение. Вам придется поискать положительный смысл у события X.

 Например, кто-то из родителей говорит: “Когда мои дети шумят, я раздражаюсь” (то есть чувствую себя раздраженным). Подразумевается, что дети шумят либо потому, что им нечего делать, либо по­тому, что хотят досадить родителям. Давайте поме­няем смысл детского шума: “Это прекрасно, что ваши дети резвятся — это значит, что они вполне здоровы и получают удовольствие от движений”. Такая трактовка успокаивает многих родителей. Второй вариант — рефрейминг контекста. Он подходит для проблем, описываемых формулой: “Я слишком X” или “Он слишком V”. Проблемы такого типа всегда связаны с контекстом, в котором “я слишком X” — поищите другой контекст, в котором свойство Х станет положительным. Многие полные люди проводят рефрейминг кон­текста для своей полноты, говоря: “Любимого тела должно быть много” (женщины) или “Самец начи­нается после ста килограммов” (мужчины). Однаж­ды я встретился с управляющей коммерческим бан­ком для разговора о ссудах и процентах. Они дают ссуды под 140 процентов годовых, и управляющая банком говорила извиняющимся тоном: “Конечно, это много, но вы знаете, нам центральный банк дает средства под 80 процентов, мы вынуждены...”. Ис­пользуя такой стиль поведения, она вполне может потерять потенциального клиента; в то же время она могла бы применить рефрейминг контекста и привлечь клиента, сказав ему: “У нас высокие про­ центы, благодаря чему мы можем вам дать любую сумму на любой срок”.  Сталкивались ли вы с ситуациями, подходящими для рефрейминга?  Попробуйте найти конкретный пример. 

Наташа: Я хочу купить сундук, но он слишком дорогой. 

С. Горин: Это пример для рефрейминга контек­ста. В каком контексте дороговизна сундука может стать положительной?

Ответы: — Сундук изготовлен из натурального дерева, такие вещи служат очень долго. — Качественная вещь не бывает дешевой, и ваше приобретение сразу покажет гостям высокое пол­ожение вашей семьи. — Это ручная работа, второго такого экземпляра не существует. К тому же резьба по дереву сделана известным художником.

Вопрос из зала: А какой положительный кон­текст вы найдете для меня — я слишком вспыльчив?

С. Горин: Отлично, мы примем вас на работу для того, чтобы выпроваживать назойливых клиен­тов.

Реплика из зала: Это же — самая беспардонная манипуляция!

С. Горин: Поздравляю, вы наконец-то поняли, чему учитесь. Рефрейминг содержания требует творческого под­хода. Те формулы, которые я привел, только немного облегчают поиск в рефреймировании проблемы. Если это показалось вам трудным, то примите совет: не избегайте трудных случаев и трудных клиентов — иначе они вас сами найдут (причем именно тогда, когда выбудете к этому не готовы...).

Обсуждение.

Вопрос из зала: Вы говорили о возможном при­менении техники рассеивания в средствах массовой информации. Это единственная возможность?..

С. Горин: Нет, конечно. В последнее время я заметил, что возрастает популярность якорной тех­ники в рекламе. Например, в рекламе шампуня по телевидению было использовано последовательное совмещение якорей: сначала показана красивая жен­щина с роскошными волосами, затем — бутылочка с шампунем, затем — опять женщина, которая моет голову этим шампунем, а бутылочка стоит рядом; опять — женщина, которая красиво встряхивает волосы, и опять бутылочка с шампунем (мне показа­лось, что с каждым встряхиванием головой количес­тво волос у женщины увеличивалось...). Таким об­разом, увидев этот шампунь на прилавке, покупа­тельница неизбежно отождествит его с хорошими волосами и красивым лицом. Очень профессионально с точки зрения эриксонианского гипноза сделана реклама бритвенных при­боров фирмы “Жиллет”. Как показать хорошее ка­чество бритья? Они поставили рядом с побрившимся “Жиллетом” мужчиной женщину, которая потерлась о его щеку, и тоже применили последовательное совмещение якорей: бритва — женщина рядом с мужчиной... Кроме того, в сопроводительном тексте был использован такой оборот: “...вы будете выгля­деть и чувствовать себя превосходно”. Здесь вклю­чены и самые распространенные модальности (ви­зуальная и кинестетическая) — для того, чтобы боль­шее число покупателей приняло это сообщение; и самая распространенная стратегия импульсивной по­купки (“вижу-чувствую”). В ходе рекламной или пропагандистской кампа­нии в печати тоже можно использовать якорную технику. Например, можно помещать фотографию нежелательного кандидата на одной странице с фо­тографией свалки, разрухи, военных действий, а фо­тографию желательного — рядом с фотографией какой-нибудь суперэлегантной фотомодели, красиво­го пейзажа, забитого товарами прилавка, улыбающе­гося ребенка... Можно совместить фотографию на одной странице с текстовым материалом, вроде бы не имеющим отношения к сфотографированному лицу. Опять-таки, кандидата со знаком “минус” мы свяжем с заголовком типа “Жизнь все хуже”, а кандидата со знаком “плюс” — с заголовком “Есть надежды на улучшение”. Аналогично можно посту­пить с фотографией товара.

Вопрос из зала: Вы могли бы сейчас развернуто прокомментировать тот отрывок из детектива, с гип­нотизированием в лифте?

С. Горин: Что касается техники наведения транса, то здесь комментировать нечего, эту технику мы подробно разбирали. Понятно, что текст произно­сился в соответствии с требованиями подстройки к дыханию. Но можно прокомментировать использо­вание транса. Тот “криминальный” гипнотизер не сказал: “Ты откроешь сейф”, он поступил хитрее. Он сказал охраннику: “Ты сделаешь то, что велит тебе пришедший человек”. Это фразу легче принять, ее смысл (“ты совершишь должностной проступок”) завуалирован. (Примечание для читателей: фрагмент детектив­ной повести Д.Уэстлейка “Проклятый изумруд” дан в предисловии автора). В каких-то ситуациях действительно проще не давать прямых указаний, а использовать относитель­но неопределенную фразу. Например: “И когда я завтра к тебе приду, ты будешь готов сделать для меня очень многое...”.

Вопрос: Как по-вашему, гипноз часто использу­ется с криминальными целями?

С. Горин: Вряд ли, там есть более надежные способы. Мне один раз пришлось разговаривать с человеком, который готов был “хоть сейчас” пока­зать, что можно заплатить десять рублей и получить сдачу, как с сотни. Его техника сводилась к следу­ющему: максимально занять сознательное внимание продавщицы, разговаривая с ней о том, какие у нее красивые глаза; в речь вставлять слова “десять” и “сто” в последовательных парах; выбрать товар, ко­торый стоит больше десяти рублей, и постараться быстро прибавить свою десятку к деньгам, которые лежат в кассе. Думаю, что это могло сработать. А если переформулировать ваш вопрос... Скажем, так: “Часто ли гипноз используется с плохими це­лями?”. Тогда ответить можно: “Часто, но не всегда осознанно”. Человеку, находящемуся в измененном состоянии сознания, можно дать программу умира­ния. В прошлом веке это было подтверждено эк­спериментами над преступниками, приговоренными к смерти. Мне доводилось слышать такие примеры и из нашего времени от людей, заслуживающих до­верия... Иногда это называют “сглазом” или “пор­чей”, но в основе таких случаев (из тех, которые мне известны) лежит гипноз. Я знаком со многими экстрасенсами, видел, как они работают. На 95 процентов их эффективность можно объяснить применением тех методик наведе­ния и использования транса, которые вам известны. Если бы на вас посмотрел посторонний наблюдатель в то время, когда вы делали упражнение на совме­щение якорей, он вполне мог бы посчитать нас кол­дунами, да еще какими! Да выи сами вели себя, как шаманы: берете из памяти человека неизвестно что, заменяете его непонятно чем, и человеку становится легче... Помните только, что шаман работает эффек­тивно до тех пор, пока он сам не поверил полностью в то, что он делает. И, заканчивая тему отрицательного применения гипноза, я хотел бы сказать, что люди просто не понимают силу своих слов. Доктор В. Хмелевский рассказывал нам такой случай: в пивном ларьке подвыпивший клиент поругался с продавщицей на­счет правильности сдачи. Они долго спорили, потом продавщица с чувством бросила ему мелочь, сказав при этом: “Чтоб у тебя это пиво с кровью вышло!”. Мужчина оказался весьма внушаем, и уже назавтра побежал к врачу, обеспокоенный красным цветом мочи... Бытовое хамство приносит больше вреда, чем гипноз.

Вопрос из зала: Если я сам захочу избавиться от какого-то воспоминания или чувства, могу ли я провести совмещение якорей самостоятельно, без партнера?

С. Горин: Можете, но те варианты якорной тех­ники, которые я вам дал, предназначены все же для работы с партнером. Нужно контролировать глазодвигательный стереотип двух состояний, а у себя вы этого сделать не сможете, так что не будете уверены в том, что с чем вы совмещаете. Я мог бы дать вам якорные техники, подходящие для работы с самим собой, но я поступлю по-другому; мы займемся изу­чением самогипноза.

Резюме: гипнотические словесные шаблоны, мо­дель Милтона Эриксона. (По Дж.Гриндеру, Р.Бэндлеру, сокращ.)

1. Основные шаблоны неопределенной речи.

А. Использование неопределенных слов:

1) Существительные, прилагательные и наречия, не относящиеся к определенной модальности: “Знания, любовь, обучение, подсознание, интерес­ный, любопытно, трудность, решение, впечатление, способность, переживание и т. д.”.

2) Неопределенные глаголы: “Делать, сосредотачиваться, решать, расслабляться, изменяться, удивляться, понимать, думать, осоз­навать, учиться, вспоминать, переживать, знать и т.д.”

3) Трюизмы и неопределенные обозначения: “Все могут расслабляться”, “Этому можно легко научиться”, “Вы можете осознать некое ощущение”.

Б. Особая организация речи:

1) Причинно-следственное связывание необяза­тельного тина: использование союза “и” (“Вы слы­шите мой голос и можете начать расслабляться”).

2) Причинно-следственное связывание более обя­зательного типа: использование оборотов “тогда как”, “когда”, “в течение”, “в то время как”, “по мере того как” (“В то время как вы сидите и улыбаетесь, вы начинаете погружаться в состояние транса”).

3) Причинно-следственное связывание наиболее обязательного типа: использование слов “заставля­ет”, “причиняет”, “требует” (“Покачивание головой заставляет вас еще больше расслабиться”).

В. Ограничение диапазона представлений слуша­теля:

1) Сверхобобщенные понятия: использование слов “все”, “каждый”, “всегда”, “никто”, “никогда” и т. п. (“И теперь вы можете любым способом погрузиться в состояние транса”).

2) Понятия, обозначающие отсутствие выбора: использование слов типа “нужно”, “должно”, “обя­заны”, “не можете”, “не будете” (“Вы заметили, что не можете открыть глаза?”).

2. Дополнительные шаблоны наведения и ис пользования транса.

А. Предположения:

1) Подчиненные предложения, указывающие на время — обороты речи типа “до того как”, “после того как”, “по мере того как”, “в течение”, “прежде чем” и др. (“Не хотели бы вы присесть, в то время как вы будете погружаться в состояние транса?”).

2) Использование порядковых числительных. (“Может быть, вы удивитесь тому, какая половина вашего тела начнет расслабляться первой ”).

3) Иллюзия выбора — использование союза “или” (“Вы хотите погрузиться в транс с открытыми или с закрытыми глазами?”).

4) Предписание сознания — использование слов “знать”, “понимать”, “осознавать” и т. п. (“Осоз­наете ли вы, что ваше подсознание погружает вас в транс?”).

5) Предположение в вопросе. (“Приятен ли вам процесс расслабления? Как глубоко вы погрузились в транс”).

6) Глаголы, относящиеся к течению процесса — “начинать”, “продолжать”, “завершать” и т.п. (“Вы можете продолжать расслабляться”).

7) Комментарии с помощью прилагательных и наречий — “удачно”, “к счастью”, “искренний” и т.п. (“Хорошо, что вы так успешно погружаетесь в транс. И у вас появляются искренние бессознатель­ные движения”).

Б. Речевые шаблоны, опосредованно возбуждаю­щие реакцию.

1) Скрытые команды. (“Можете начать расслабляться. Я не знаю, как скоро вы почувствуете себя лучше”).

2) Инструкции, рассеянные в тексте (техника рас­сеивания).

3) Разговорные постулаты (вопросы, рассчитан­ные на ответы “да” или “нет”, но обычно вызыва­ющие более развернутый ответ) (“Вы не могли бы закрыть глаза и расслабиться?”).

4) Расплывчатость выражений. (“Все правильно, так и должно быть, вы уже начали расслабляться”).

В. Метафоры и цитаты.

1) Передача смысла в подсознание через мета­фору. (“В то время, когда вы путешествуете в автобусе, ваши глаза устремлены вперед, поза застывшая, и шум двигателя автобуса заставляет вас расслабить­ся и уснуть").

2) Использование цитат. (“И тогда он подошел ко мне показал: "Войди в транс!"”).

 


 

ГЛАВА 7. САМОГИПНОЗ И ДРУГИЕ ТЕХНИКИ ДЛЯ РАБОТЫ С СОБОЙ

 Людям нравится меняться — просто ощущать себя сегодня не так, как вчера. Иногда для того чтобы изменить свое восприятие мира, люди пыта­ются изменить сам мир — тогда они меняют стиль одежды, работу, квартиру, мужа или жену. Но рано или поздно человек понимает, что основной источник проблем для себя — он сам. И когда человек пы­тается что-то изменить в себе — он понимает, что воздействовать на себя намного труднее, чем на дру­гих, но и намного интереснее! Существует много возможностей научиться уп­равлению собой. Это и йога, и аутогенная трени­ровка, и восточные единоборства... Техники эриксонианского самогипноза, возможно, привлекут вас своей компактностью и технологичностью. Кроме того, каждая из техник самонаведения транса может использоваться для наведения транса на партнера — значит, ваш “арсенал техник” расширяется. Занятия самогипнозом требуют выполнения не­которых предварительных условий и процедур. Же­лательно начинать занятия в одиночестве, в тихой и спокойной обстановке, дающей возможность при­нять удобную для вас позу. До начала сеанса оп­ределите, сколько времени вы хотите провести в состоянии транса, и какой результат вы хотите пол­учить от погружения в транс (о формулировке же­лательного результата в деталях будет подробно сказано ниже). Определите также, как бы вы хотели себя чувствовать после возвращения из транса. Самогипноз в эриксонианском понимании — это интенсивное сосредоточение внимания на самопро­извольно появляющихся внутренних образах и сим­волах. Для того, чтобы поймать эти образы и сим­волы, нужно научиться выключать внутренние диа­логи, “внутреннюю болтовню” (“Я перевожу вин мание на правую руку... Интересно, успею провести сеанс до начала фильма?.. Что-то давно Н. не зво­нила... Да, а почему ничего не происходит?”). Как и при официальном наведении транса, прекращение лишних внутренних диалогов достигается привлече­нием сознательного внимания одновременно к не­скольким объектам (например, вы можете сознатель­но сосредоточиться на правой и левой руке, и на каком-то объекте в поле зрения). В работе с собой пригодятся все знания о работе с партнером, которые вы уже имеете. Подсознание не любит приказов, поэтому вы будете также фор­мулировать предположения, создавать иллюзию вы­бора и применять другие шаблоны наведения и ис­пользования транса. Вы будете давать себе инструк­ции, соблюдая требования подстройки к дыханию (кстати, при занятиях самогипнозом можно говорить вслух). И не ожидайте, что что-то “должно” про­изойти, или что-то “обязательно” появится — это тоже будет требованием к подсознанию, а не прось­бой. Лучшая установка для начала занятий: “Мне будет интересно все, что произойдет”.

Техника “5-4-3-2-1”.

Техника поднятия руки (стенограмма семинара).

С. Горин: Как мне кажется, люди разочаровыва­ются в занятиях саморегуляцией из-за того, что вы­бирают слишком сложные методики и ставят перед собой слишком сложные для начала цели. Тем, кто решил овладеть классической аутогенной трениров­кой по Леви-Шульцу, надо бы с самого начала учи­тывать, что для хорошего овладения первой ступенью этой методики требуется довольно высокий интел­лект, хорошее воображение и два года занятий. Са­могипноз удобнее для деловых людей тем, что поз­воляет серьезно сэкономить время — уже на первом занятии вы кое-чего добьетесь. Первая из техник самогипноза — уже известный вам шаблон “5-4-3-2-1”, который вы изучали по теме “официальное наведение транса”. Возьмите упраж­нение № 10 и сделайте его, находясь и в роли гипнотизера, и в роли гипноти­зируемого одновременно. В этом варианте шаблон “5-4-3-2-1” даже удобнее, поскольку вам не нужно думать о том, что ваш партнер видит, слышит и чувствует — вы и есть партнер для самого себя! Другая техника самогипноза, техника поднятия руки, является одной из самых старых среди при­емов гипнотизирования. Эта техника относится к классическому гипнозу, но Милтон Эриксон очень любил применять ее. Кому-то она кажется сложной для исполнения, кому-то простой... Я хочу, чтобы у вас был выбор. Мы сделаем эту технику в качестве упражнения.

Упражнение № 19: Выполняется индивидуально, по шагам.

Шаг 1. Вспомните любой пример подсознатель­ного движения, действия. Это могут быть движения в танце, когда вы не думаете о том, как надо двигаться, ваше тело движется “само”. Или это может быть (у курильщика) движение руки в карман за сигаретой. Или, когда вы едете в автомобиле рядом с шофером, и на дорогу кто-то выбегает, и шофер давит ногой на тормоз, и ваша нога тоже упирается в пол. Вспомните, что бессознательные движения порывисты, иногда производят впечатле­ние неуверенных, рука при движении подрагивает...

Шаг 2. Сконцентрируйте сознательное внимание на ваших руках. Посмотрите сразу на обе руки, почувствуйте сразу обе руки. Пусть ваши руки под­робно почувствуют фактуру поверхности, к которой они прикасаются (ткань платья или брюк, или что-то другое). Теперь почувствуйте, что в руках есть какое-то напряжение (оно действительно есть, даже если руки расслаблены — остается то, что называется “тонус мышц”). Ваша задача — почувствовать самое малое напряжение, повысить вашу чувствительность.

Шаг 3. Задайте себе вопрос: “Интересно, какая рука сейчас начнет подниматься, и откуда начнется это движение?” Продолжайте внимательно смотреть на руки, замечая любое подрагивание какого-либо пальца. Представьте себе, что при вдохе грудная клетка тянет за собой вверх ваши руки, и одна из рук ощущает это движение сильнее, и реагирует на него лучше. (Можно представить, что к руке при­вязан воздушный шарик с легким газом, и он тянет руку вверх. Или что снизу руку подталкивает какой-то стержень). Замечайте любое движение пальца, кисти одной из рук, направленное вверх, и поощряйте его (“Я вижу, что указательный палец моей правой руки движется вверх очень мелкими толчками, и мне интересно, последует ли за ним мой мизинец и вся кисть”).  

Шаг 4. Подумайте о том, что поднимающаяся рука движется ко лбу, что это — наиболее естест­венное ее движение, наиболее приятное. Свяжите прикосновение руки ко лбу с углублением наступа­ющего транса. (Можно представить, что между рукой и лицом натянута резинка, которая тянет руку ко лбу, или что на лбу расположен магнит, который притягивает руку). Скажите себе, что момент при­косновения руки ко лбу будет вам очень приятен, это будет достижением самого глубокого транса, ко­торый вам нужен сегодня.  

Шаг 5. Использование транса. В данном упраж­нении — вспомните одну ситуацию, которая связана у вас с творческим успехом, с уверенностью в своих силах (неважно, было ли это успешным выполне­нием задания на работе, или приготовлением очень вкусного блюда).

Шаг 6. Выход из транса. Позвольте своей руке опуститься в любом темпе и свяжите это с возвра­щением к ясному сознанию. Бессознательные движения для наведения транса используются в самогипнозе в различных модифи­кациях. Возьмите в свой арсенал еще несколько техник.

Техника “прилипающей” руки. Техника сжатия кулака.

 Представьте себе, что мы освободили правую руку от контроля сознания, вызвали своеобразный “сон” правой руки. В коре головного мозга нервные клетки, которые контролируют правую руку, занимают 25 процентов поверхности; значит, торможение этих клеток, вызванное прекращением сознательного кон­троля за правой рукой, будет означать сон одной четверти головного мозга. Этот “сон” можно расп­ространить более чем на четверть коры, можно сде­лать его гипнотическим... Это надо один раз показать, дать это почувство­вать — освобождение правой руки от контроля со­знания — и я попрошу Олега помочь мне в этом. Олег, положи свою правую ладонь на мою ладонь. Теперь попробуй сделать так, чтобы твоя правая рука следовала за движениями моей руки — не отставая и не забегая вперед, не помогая и не мешая... Я буду как-то менять положение своей руки в пространстве, а ты распорядись своей правой рукой так, чтобы она как бы “прилипла” к моей. Понимаете, сознательно это сделать невозможно: со­знание будет заставлять руку отставать (если будет только следить за моими движениями, что потребует времени для оценки и принятия решения) или эабегать вперед (если начнет логически прогнозиро­вать мои движения). Олегу придется освободить свою правую руку от контроля сознания, чтобы вы­полнить такое задание. Я не знаю, как он это. сделает, и он сам не знает, как он это сделает. Понаблюдаем. (С. Горин делает плавные движения своей рукой в разных направлениях, иногда повторяя- одно и то же движение, иногда резко меняя направление дви­жения. Через несколько минут рука Олега движется, как приклеенная, полностью отслеживая любое на­правление движений). Хорошо, результат достигнут. Сейчас я могу ос­тановить движение своей руки в любой точке (пре­кращает движение) — и посмотрите, для Олега такое положение его руки не должно быть очень удобным, но его рука сохраняет это положение, она совершенно неподвижна. Это — каталепсия, один из гипнотических феноменов. Олег, как ты сейчас ощущаешь свою правую руку?

Олег: Такое ощущение, будто ниже плечевого сустава ничего нет, рука будто не моя. Все, что выше сустава, ощущаю хорошо.

С. Горин: Самое время воспользоваться этим и показать вам другой гипнотический феномен — от­сутствие болевой чувствительности, анальгезию. (С. Горин берет иголку и в нескольких местах правой руки Олега прокалывает кожу иглой. Олег с интересом наблюдает). Олег, ты видишь, что делаю — что ты чувствуешь?

Олег: Прикосновение чувствую, но бели нет.

С. Горин: В этом упражнении очень наглядно видно отличие эриксонианского гипноза от класси­ческого — у человека явно гипнотический транс средней глубины, в то же время с ним можно об­щаться. (С. Горин осторожно убирает свою ладонь из-под ладони Олега, придерживая его запястье дру­гой рукой. Рука Олега остается “повисшей” в воз­ духе). Теперь можно дать такую инструкцию: по мере того как твоя рука будет опускаться вниз... ты сможешь хорошо запомнить то состояние... в котором ты был... и когда твоя рука совсем опус­титься... и прикоснется к бедру... ты вернешься к совершенно ясному сознанию... а это воспоминание останется с тобой... и будет помогать тебе... когда ты этого захочешь... Рука Олега медленно опуска­ется). В будущем Олег сможет для самонаведения тран­са просто сказать своему подсознанию, чтобы оно поработало с его рукой самостоятельно. Ему уже не нужно будет создавать для занятий самогипнозом какие-то особые условия, нужно будет только со­блюдать преварительные процедуры — заказ време­ни, в течение которого будет удерживаться транс, и заказ целей, которые будут достигнуты в состоянии транса. И в это время Олег сможет заниматься какими-то еще делами... Я хочу, чтобы вы помогли друг другу освоить эту технику в следующем упражнении.

Упражнение № 20. Выполняется в парах. Парт­нер А подставляет свою ладонь для того, чтобы на нее положил ладонь партнер Б (более изящно уп­ражнение выполняется, если соприкасаются только пальцы партнеров). Партнер А предлагает партнеру Б, чтобы он дал инструкцию своей правой руке — двигаться следом за рукой партнера А так, как если бы она была приклеенной к ладони партнера А. Партнер А совершает своей рукой плавные движе­ния в разных направлениях, сообщая партнеру Б о том, когда он чувствует достижение партнером Б результата. После достижения результата партнер А дает партнеру Б инструкцию запомнить это со­стояние и выводит партнера Б из транса. Затем партнеры меняются ролями. Понятно, что эта техника может быть применена и для наведения транса на партнера, причем не только как техника официального наведения. Вы можете предложить такое упражнение партнеру в качестве игры, шутки и т. п.

Еще одна техника самогипноза — техника сжатия кулака. Теперь, когда вы овладели предыдущем, эта техника покажется вам простой. Положите правую руку горизонтально, дайте подсознательную инструкцию: “пусть правая кисть сожмется в кулак”. И наблюдайте за тем, что происходит. Конечно, вы можете сжать кисть в кулак сознательно, но в данном случае пусть кисть сожмется сама собой, пусть ваше тело это делает... Вот в этом упражнении можно хорошо понять разницу между сознательными и бессознательными движениями. Вы не знаете, какой из пальцев сейчас будет сгибаться, и очень интересно наблюдать за тем, как сгибаются пальцы: выделаете прогноз, что сейчас согнется указательный, а в движение приходит ми­зинец. И эти движения толчкообразные. И многие из вас могли отметить совершенно особое ощущение “скрипа” в суставах пальцев, при первом выполне­нии упражнения это многих удивляет. И это ощу­щение тоже свидетельствует о бессознательном ха­рактере движений. В психотерапии есть методика быстрого прекра­щения болей в сердце, называемая “метод разжатия кулака”; пациенту дается простая инструкция — сосредоточиться на боли, сжать левый кулак, и отдать ему команду разжаться самостоятельно... Обычно на это уходит (как и у вас) пять минут, за это время боль полностью прекращается. Это — тоже гипнотическая техника, и описания ощущений у па­циентов такие же — “скрип” в суставах пальцев, непредсказуемость следующего движения пальцев и т. д.

Техника сведения рук.

 Иногда эту технику называют “сверхнадежной” техникой наведения транса. Она действительно очень хорошо работает, она очень проста, легко за­поминается. Ее можно применять для работы с партнером или для самогипноза. У нее есть сокращенный и развернутый варианты, мы сейчас займемся сокра­щенным. Сядьте удобно. Здесь важно правильное положе­ние рук: плечи прижаты к туловищу (не с силой прижаты, а просто прилегают к нему), руки согнуты с локтевых суставах, предплечья вытянуты вперед, на весу, ладони раскрыты параллельно друг другу. Сосредоточьтесь на ощущениях в ладонях и пред­ставьте себе, что в этом пространстве между ладо­нями что-то есть — может быть, какое-то магнитное поле или биополе, если вам нравится экстрасенсор­ная терминология... Или представьте, что простран­ство между ладонями может менять свойства — оно может стать более плотным или более рыхлым... И это поле или это пространство может раздвигать ваши руки или притягивать их... И тогда оно становится еще более плотным, еще более напряжен­ным... Представьте, что между вашими ладонями находится шарик, начиненный энергией... И вы мо­жете придать ему более компактный размер... Когда ваши руки сближаются... очень медленно или не­много быстрее... бессознательными движениями... И тогда энергии между вашими ладонями становится все больше и больше... Вы можете даже увидеть ее свечение... И вы это понимаете, когда ваши руки еще больше сближаются... И тогда этот шарик может сжаться до размеров таблетки... которую можно сделать еще меньше... и проглотить, если хотите (смех в зале).

Вопрос из зала: Имеет ли значение, что руки могут сближаться или расходиться?

С. Горин: Нет. В данном случае я подчеркиваю слово “притягивать”, когда говорил о каком-то поле между вашими ладонями, и вы на это отреагировали, но если бы я этого не делал, и у кого-то руки стали бы расходиться, можно было и это обыграть. Здесь важным было то, что никакого поля между вашими руками нет, это — внушенная галлюцинация, пользуясь которой я навел транс. И точно также вы можете заниматься самонаведением транса. Мне ин­тересно, те, кто “проглотил” получившуюся “таблет­ку”, почувствовали себя бодрее?

Ответы из зала: Да!

С. Горин: Это значит только то, что созданный вашим воображением образ сработал. Возможно, в сфере человеческого общения не существует ни одной догмы и ни одной истины — просто есть техники, которые работают, и есть попытки объ­яснить, как они работают. Для такого объяснения можно привлечь гипотезу о возбуждении и тормо­жении нервной системы, гипотезу о наличии биополя, гипотезу о наличии одного или нескольких богов (и это будет едва ли не самая удобная из гипотез)... А можно интересоваться только тем, работает ли применяемая мною техника, и дает ли она нужный результат. Вот о результате мы и поговорим под­робнее.

Хорощо сформулированный результат.

 Предположим, что вы уже решили заняться са­могипнозом. Вы уже знаете, что вам хочется пробыть в трансе десять минут, и теперь вы думаете о том, какого результата вы хотите за эти десять минут добиться, какова цель вашего пребывания в трансе. В самом общем виде эта цель формулируется так: “Я хочу изменяться, я хочу стать каким-то другим”, но каким конкретно?..

Виталий: Я хочу, чтобы моя память была огром­ной.

С. Горин: Это не цель. Что именно ты хочешь хорошо запомнить? 

Виталий: Все. 

С. Горин: Если ты будешь запоминать все, или сойдешь с ума. Зачем тебе запоминать, что перед тобой находится девять стульев и один диван? Или что урожайность зерновых в соседнем районе составила этой осенью 27 центнеров с гектара? Пос­тавить перед собой глобальную задачу — это все равно, что не ставить никакой задачи. Что ты кон­кретно хочешь запомнить сегодня, поскольку тебе это вскоре понадобится?

Виталий: Ну, мне скоро предстоит сдавать экза­мены в техникуме, и я подумал, что для этого нужна хорошая память...

С. Горин: Давай сразу сделаем твою цель- кон­кретной: “Я хочу легко запомнить содержание од­ного учебника — так, чтобы я его легко воспроизвел во время экзамена”. Какие цели были у других участников семинара?

Олег: Я хочу не курить.

С. Горин: Это тоже не цель. Вместо того, чтобы говорить о том, чего вы не хотите делать, скажите о том, что вы хотите делать. Вы же знаете, что внушения с отрицанием не выполняются.

Олег: Я хочу спокойно смотреть на сигареты, равнодушно относиться к курению других.

С. Горин: Теперь намного лучше. В формули­ровке результата есть определенные правила, два из которых мы уже применили.

Правило первое: ваша цель должна быть очень конкретной (если цель конкретна, то конкретен и результат). Если вы ставите перед собой большую цель и считаете, что именно она вам нужна — раз­бейте ее для начала на цепочку маленьких целей, достижение каждой из которых по очереди приведет вас к этой большой цели.

Правило второе: цель должна быть конструк­тивной (формулируйте ее в терминах “я хочу делать X”, а не “я не хочу делать Y”).

Правило третье: формулируя цель, обязательно определите, как вы узнаете о том, что вы ее достигли. Просто задайте себе вопросы: “Как я узнаю о том, что результат получен? Что будет внешним подтвер­ждением результата?” Как вы себя будете вести, когда получите результат? Что вы при этом увидите? Услышите? Почувствуете?

Правило четвертое: определите контекст, в ко­тором вы хотите иметь результат. (И, соответственно, контекст, в котором вы не хотите его иметь). Обычно это правило иллюстрируют мифом о царе Мидасе, который пожелал обращать в золото все, к чему прикоснется... Он просто не сформулировал нужный контекст для результата, который хотел иметь. Чтобы не оказаться на месте Мидаса, задайте себе вопросы: “Где, когда, по отношению к кому я хотел бы получить результат? Где, когда и по отношению к кому не хотел бы?..”.  

Правило пятое: обращаясь за помощью к под­ сознанию, определите, тем не менее, что вы можете сознательно сделать для достижения цели. Спросите себя: “На что я могу опираться для получения результата? Что я могу приобрести дополнительно, чтобы опираться на это для получения результата? Что я могу сделать уже сегодня для получения результата? Что я уже делаю для этого, и могу только продолжать это делать?”.  

Правило шестое: определите, не помешает ли достижение одной цели достижению других. Спро­сите себя: “Что случится, если я получу результат? Как достижение результата повлияет на другие аспекты моей жизни? Как изменятся мои отношения со значимыми для меня людьми? Есть ли во мне силы, которые будут стремиться разрушить этот ре­зультат?”. 

Эти простые правила могут показаться скучными или излишними, но их исполнение гарантирует нам правильный ответ на окончательный вопрос: “Хочу ли я того, чего хочу?” Сиюминутное намерение может оказаться очень далеким от того, что сам действительно нужно. У Генри Форда есть интерес­ное высказывание: “Человек имеет два мотива по­ ведения — один настоящий, и второй, который кра­сиво звучит”. Если при работе с партнером вы можете опираться на “красиво звучащий” мотив, то при работе с собой лучше бы знать настоящий. Еще одно соображение, касающееся уточнения ваших целей. Подумайте о том, как вы обычно ре­шаете задачу. Я не ошибусь, наверное, если пред­положу, что вы выясняете условия задачи, пытаетесь создать цепочку действий, которые, как вам кажется, приведут к ответу...

Реплика из зала: Для того чтобы решить задачу, надо начать ее решать!

С. Горин: А вот и нет. Прежде всего надо под­умать: а есть ли задача? Тысячи людей, не задавших себе этот вопрос, тратят тысячи часов и уйму энергии на упорное решение задач типа: “Установить, яв­ляется яблоко большим или красным”. Если после длительных поисков человек приходит к выводу, что “яблоко и большое, и красное” — это не является правильным ответом, потому что правильный ответ в данном случае: “Здесь нет задачи”. В нейролингвистическом программировании су­ществует так называемая “Мета-Модель” — система вопросов, позволяющая отделить форму высказыва­ния от содержания, и тем самым позволяющая уз­нать истинные проблемы или цели человека. Хоро­шее описание Мета-Модели можно прочитать в книге Л. Камерон-Бэндлер “С тех пор они жили счастливо”. Мне кажется, что лучше всего можно подвести итог данной теме с помощью метафоры. Итак, в одну из стран “третьего мира” приезжает энергич­ный американец и видит туземца, который валяется под пальмой. Американец подходит к туземцу и говорит: “Чего ты лежишь просто так? Залезь на пальму, стряхни несколько орехов, отнеси их на базар и продай”. Тот спрашивает: “А зачем мне это нужно?”. “Ну, ты продашь орехи, у тебя поя­вятся деньги, ты сможешь нанять трех работников, которые вместе с тобой будут лазить на пальмы. Вместе вы сорвете больше орехов, ты их продашь, и получишь больше денег”. Туземец опять спрашива­ет: “А зачем мне это нужно?”. Терпеливый амери­канец объясняет: “Ты сможешь нанять работников, они за тебя будут лазить на пальмы, срывать орехи, продавать их на базаре, а ты будешь только получать деньги и валяться под этой пальмой”. Туземец от­вечает: “А я и так валяюсь!”. Вспомните эту исто­рию, когда решите серьезно измениться...

Обсуждение.

Вопрос: Насколько эффективен самогипноз при болезненных операциях?

С. Горин: Применение самогипноза и гипноза при операциях имеет давнюю историю; уже в про­шлом веке были люди, готовые поставить гипноти­ческое обезболивание “на поток”. Например, в 1843 году Эллиот провел более 300 хирургических опе­раций, применяя для обезболивания гипноз. Знаете, для обыденных походов к стоматологу самогипноз, пожалуй, и не нужен. Мы можем вос­пользоваться тем, что с определенной проблемой свя­зано определенное направление взгляда. Острая боль, которая бывает при стоматологических мани­пуляциях, соответствует кинестетической модальнос­ти, то есть, направлению взгляда вправо вниз. Пе­реведите взгляд вверх — и боль наполовину ослаб­нет, это уже проверено. Неважно даже, будете ли вы конструировать для себя какие-то приятные кар­тинки, чтобы отвлечься, или просто закатите глаза вверх.  Есть простая техника работы с головной болью, основанная на связи направления взгляда с опреде­ленной проблемой. Можете применять ее для экспресс-помощи знакомым (или для создания репутации колдуна).

 Попросите человека подумать о головной боли, а потом предложите ему смотреть на ваш палец, ко­торый вы будете двигать в разных направлениях — и уведите взгляд партнера от того направления, в котором он чувствовал боль. Боль исчезает мгно­венно (правда, ненадолго). В сексологической практике я рекомендую жен­щинам, у которых есть трудности с достижением

 

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги Музыка онлайн- видео Партнерская программа
Фильмы Программы Ресурсы сайта Контактные данные

 

 

 

Этот день у Вас будет самым удачным!  

Добра, любви  и позитива Вам и Вашим близким!

 

Грек 

 

 

 

 

  Яндекс цитирования Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов SPLINEX: интернет-навигатор Referal.ru Rambex - рейтинг Интернет-каталог WWW.SABRINA.RU Рейтинг сайтов YandeG Каталог сайтов, категории сайтов, интернет рублики Каталог сайтов Всего.RU Faststart - рейтинг сайтов, каталог интернет ресурсов, счетчик посещаемости   Рейтинг@Mail.ru/ http://www.topmagia.ru/topo/ Гадания на Предсказание.Ru   Каталог ссылок, Top 100. Каталог ссылок, Top 100. TOP Webcat.info; хиты, среднее число хитов, рейтинг, ранг. ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки! Русский Топ
Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов KATIT.ru - мотоциклы, катера, скутеры Топ100 - Мистика и НЛО lineage2 Goon
каталог
Каталог сайтов