ОНЛАЙН ВИДЕО КАНАЛ С АСТРАЛЬНЫМ ПАЛОМНИКОМ
 
Задать вопрос можно в мини-чате, а так же в аське и скайпе
Есть вопрос? - найди ответ!  Посмотрите видео-FAQ - там более 700 ответов. ПЕРЕЙТИ
Ответы на вопросы в видео ежедневно c 18.00 (кроме Пт, Сб, Вс)
Посмотреть архив онлайн конференций 
 
  регистрация не обязательна, приглашайте друзей - люблю интересные вопросы
(плеер и звук можно выключить на экране трансляции, если они мешают)

 

 

       

 

Я доступен по любым средствам связи , включая видео
 
аська - 612194455
скайп - juragrek
mail - juragrek@narod.ru
Мобильные телефоны
+79022434302 (Смартс)
+79644902433 (Билайн)
(МТС)
+79158475148
+79806853504
+79106912606
+79106918997

 

 

 

Яндекс.Метрика Скачать книгу В.Е. Каган - Саентология и психотерапия (экспертные материалы) 
МЕНЮ  САЙТА

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

ВХОД

В ПОРТАЛ

 

Библиотека 12000 книг

Аномальное   

Здоровье

Рейки  

Астрал  

Йога

Религия  

Астрология

Магия

Русь  

Аюрведа  

Масоны

Секс

Бизнес 

НЛП

Сознание

Боевое  

Он и она

Таро  

Вегетарианство  

Ошо

Успех

Восток  

Парапсихология

Философия

Гипноз  

Психология  

Эзотерика  

ДЭИР

Развитие

900 рецептов бизнеса

 

 

Видеоматериалы автора сайта

Практика астрального выхода. Вводная лекция

Боги, эгрегоры и жизнь после

 жизни. Фрагменты видеокурса

О страхах и опасениях, связанных с выходом в астрал
 

Видеокурс астральной практики. Практический пошаговый курс обучения

 

Интервью Астрального паломника
 

Запись телепередачи. Будущее. Перемещение во времени

Призраки в Иваново. Телепередача

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

 

 

 

 

В.Е. Каган - Саентология и психотерапия (экспертные материалы) 

скачать    125.zip

 

 

 

Выдержки из произведения.

В полном объеме вы можете скачать текст в архиве ZIP по ссылке расположенной выше

   

Саентология и психотерапия: экспертные материалы

В. Е. Каган (С. Петербург)

От редакции: Этим материалом мы продолжаем серию публикаций экспертных материалов, связанных с новыми и малыми религиозными движениями, за которыми в последние годы у нас в стране, к сожалению, закрепились названия инвективно-ксенофо-бического толка. Мы настоятельно подчеркиваем, что дело не в, якобы, наших симпатиях и антипатиях к этим религиозным группам или движениям, а в том, что мы считаем позорным фактом их ничем не обоснованное психиатрическое и психологическое эти-кетирование, подменяющее собой экспертизу и преследующее ничего общего с нашими науками не имеющие цели. И клятва Гиппократа, обязывающая нас не делать различий между "своими" и "чужими", и требования демократической юриспруденции обязывают нас к беспристрастной экспертизе каждого отдельного случая; игнорировать их, каковы бы ни были причины игнорирования, значит способствовать возрождению карательной психиатрии. Дополнительным стимулом к публикации экспертных материалов служит факт весьма вольного обращения судов с ними: так. Головинским судом г. Москвы по иску о закрытии московской организации Свидетелей Иеговы весной 1999 г. к делу были приобщены лишь заглавный лист и две страницы выводов из обширного экспертного исследования, часть которого опубликована в № 1 нашего журнала за 1999 г. В знакомстве широкого круга читателей с экспертными материалами мы видим, с одной стороны, способ превращения гласности из слова, рискующего остаться гласом вопиющего в пустыне, в дело, а с другой — путь к разво-рачиванию цивилизованной дискуссии по затрагивающим глубинные чувства и культурные (религиозные, мировоззренческие) установки, не подчиняющиеся единообразию строевого устава.

I. ВВЕДЕНИЕ

Настоящая экспертиза проведена с нейтральной позиции равноправного принятия и рассмотрения разных взглядов и точек зрения, не отдающей предпочтения саентологии или ее оппонентам и опирающейся на принцип презумпции невиновности. Практически это означает: 1) непредвзятый, не определяемый той или иной (положительной или отрицательной) установкой или симпатиями/антипатиями подход к предмету экспертизы и вынесение заключений лишь на основе проведенного анализа исследуемой проблемы; 2) использование единой системы основных критериев анализа и оценки для сопоставления рассматриваемых явлений; 3) исключение влияния идеологических, конфессиональных, социальных и др. стереотипов и давления их на эксперта.

II. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Основным материалом исследования послужили следующие издания:

1. Хаббард Л. Р Саентология' основы мысли. — М.: Нью Эра, 1998.

2. Хаббард Л. Р Дианетика: современная наука душевного здоровья. — М.: Нью Эра, 1996.

3. Руководство по основам обучения. По трудам Л. Р. Хаббарда. — Копенгаген: Нью Эра, 1994.

4. Хаббард Л. Р. Дианетический семинар. —М.: Нью Эра, 1997.

5. Хаббард Л. Р. Курс дианетического одитора. — М.: Нью Эра, 1997

6. HabbardL. R. Science of Survival: Prediction of Human Behavior The Publications Organization World Wide. 11th Edition, 1968.

7. Приказ МЗиМП РФ № 286 от 19.12.1994 г.

8. Приказ МЗиМП РФ №296 от 30.10.1995г.    /;

9. Приказ МЗиМП РФ№ 318 от 17.11.1995 г.

10. Приказ МЗиМП РФ № 245 от 13.06.1996 г.

11. Приказ МЗиМП РФ № 254 от 19.06.1996 г.

12. Приказ МЗ РФ № 391 от 26.11.1996 г.

13. Приказ МЗ РФ № 142 от 29.04.1998 г.

Дополнительно использованы:

1. Анти-саентология: критика доктринальных основ и технологий хаббардизма. —СПб: СПбГМТТУ, 1999.

2. Сиеерцев М. А Саентология: путь духовной самоидентификации (экспертиза). — М., 1995.

3. Соболев С. С. Экспертная оценка (анализ) учения и деятельности религиозной организации саентологическая Церковь. — М., 1996.

4. Богданов В. А. Уважение к вере или Почему глупо воевать с са-ентологией? — М., 1997.

5. Данные Internet.

6. Дворкин А. Введение в сектоведение. — М., 1998.

7. Хвыля-Олинтер А. И., Лукьянов С. А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. — М., 1996.

Проанализированы 264 случайно взятых протокола обследования по тесту ОСА 89 человек, проходивших одитинг в 1995 - 1998 гг.

Использованная литература приводится в сносках.

Основные методы исследования: содержательный анализ текстов саентологии, методологический анализ, сравнительный анализ научных и религиозных подходов, методический и сравнительный анализ психотерапии и одитинга, анализ мнений оппонентов саентологии, анализ психологических методов, медико-юридический анализ.

Исследование проведено в июне - июле 1999 г.

III. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

III.1. Преамбула

Поставленные передо мной вопросы для ответа на них требуют методологических уточнений. Прежде всего это относится к соотнесению саентологии и дианетики с наукой и научной медициной как ее производной. Вне такого соотнесения любые оценки теряют смысл, так как предмет изучения редуцируется лишь к некоторым его формальным элементам и в итоге утрачивается. Простейший пример можно найти в "Декамероне", когда средством, излечивающим женщину от "букета" тяжких недугов, становится сексуальная активность ее мужа (известны шуточные рецепты множества врачей, сводящиеся к тому же); едва ли кому-либо может придти в голову счесть действия мужа собственно лечебными или, тем более, связать его или посоветовавшего ему такой способ "лечения" право на эти действия с наличием профессиональной лицензии. Современное продолжение этого сюжета находим в психотерапии сексуальных дисгармоний[1], где лечение дисгармоничной пары строится на обучении ее продуктивным алгоритмам сексуального взаимодействия; в ходе лечения используются элементы сексуального взаимодействия, известные человечеству гораздо раньше, чем возникла сексопатология как раздел медицины и, тем более, "парная терапия" сексуальных нарушений; Т. Заз[2] с присущим ему блеском подвергает медицину резкой критике, отказывая таким методам, как предложенные Мастере и Джонсон, в праве называться лечением — по крайней мере, в том смысле, какой вкладывает медицина в понятие лечения. Примеры, показывающие как одни и те же действия в разных оистдмных контекстах являются или не являются (признаются или не признаются) медицинскими/психотерапевтическими, можно было бы продолжить применительно к очень разным явлениям. Добавлю только, что все основные техники психотерапии выросли из поведенческих стереотипов, описываемых в исторических, культурологических, этнографических, религиозных и т. п. текстах вне связи с медициной. Проблема, стало быть, выходит далеко за пределы формальной фиксации сходства "медицинских" и "немедицинских" действий. Ситуация усложняется еще больше, когда речь идет о психотерапии.

III.2. Специфика и границы научной медицины

Будучи самостоятельной профессией, медицина опирается на достижения фундаментальных наук и одновременно сама является системой дисциплин, закрепленной, в частности — у нас в стране, в существовании Академии Медицинских Наук; причем дисциплин принципиально материалистических — опирающихся на положения и закономерности, вытекающие из эксперимента, доступные экспериментальной проверке с воспроизводимыми результатами.

Основные положения, лежащие в основе современной науки, были сформулированы Р. Декартом, И. Ньютоном и Ф. Бэконом, и именно к ним так или иначе восходят основы профессионального мышления научной медицины. Ф. Капра и Д. Стэйндл-Рест[3] характеризуют эти представления следующим образом:

1) целое и его динамика могут быть поняты через свойства составляющих его частей; 2) существуют фундаментальные структуры, порождающие их взаимодействие силы и механизмы, которые в итоге дают начало процессам; 3) в основе научных описаний лежит объективность — независимость наблюдаемого от наблюдателя и процесса познания; 4) метафорой научного знания является "здание", строящееся из фундаментальных законов и принципов; 5) знанию приписывается способность достижения полного и совершенного понимания реальности.

На этих философских основаниях и покоится современная медицина, исходя из них строится обучение врачей, им обязаны практически все безусловные достижения научной медицины. Поражающие воображение ее достижения рождались и рождаются на путях дифференциации, специализации и технологи-зации — в итоге вместо трех основных издревле складывавшихся направлений медицины (терапия, хирургия, лечение душевных расстройств[4]) сегодня существуют сотни медицинских специальностей, представители которых часто не в состоянии ни понять, ни, тем более, заменить друг друга. Но с этим связаны и претензии к современной научной медицине в том, что она "потеряла человека" и стала похожа на колоссальное производство по ремонту и замене органов, тогда как более 70 % болезненности теснейшим образом связаны в своем происхождении с психосоциальными факторами. Кроме того, медицинские манипуляции, опирающиеся на современный уровень научного знания, в последующем, при переходе к другим уровням расцениваются то как ошибка, то как преступление. Т. Заз[5] в этой связи анализирует, например, историю хирургического лечения мастурбации, распространенного совсем недавно — во второй половине XIX в. — и использовавшего у женщин ампутацию клитора, а у мужчин — кастрацию. Не менее демонстративны и другие факты: история префронта-льной лейкотомии, на которую возлагались огромные надежды, но которая в итоге была запрещена; на протяжении последних десятилетий резко сузилось использование электросудорожной терапии, а там, где она производится, используются щадящие варианты униполярной (с односторонним наложением электродов) терапии; в России после периода широкого использования была запрещена атропинокоматозная терапия психических расстройств у детей, на которую в 1970-х гг. возлагались большие надежды, в том числе — в лечении детей. У научной медицины, как говорили старые врачи о врачах, есть свои кладбища, заполнявшиеся не только вследствие неизлечимости тех или иных состояний и болезней, но и в результате поисков и экспериментов, результаты которых позже опровергались.

Иными словами, мы видим, что рамки, представления, критерии того, что в то или иное время считается научным и противопоставляется ненаучному, постоянно изменяются, хотя целевые установки остаются теми же и определяются прежде всего лечением болезней. В этом плане интересно, что даже модели первичной профилактики болезней строятся как системы профилактики определенных заболеваний, предрасположенность к которым или начальные симптомы выясняются принятыми в диагностике заболеваний методами[6]; так, опросный лист К. Pelletier открывается обращением: "Уважаемый пациент! Ваши ответы на приводимые вопросы помогут установить главные моменты риска, касающиеся Вашего здоровья на протяжении ближайших 10-ти лет. Установив степень Вашего риска в настоящем и оценив ее в будущем, мы сможем помочь Вам начать оздоровительную работу, которая уменьшит этот риск" и учитывает по меньшей мере несколько десятков медицинских параметров из истории жизни и семьи, результатов клинических и лабораторных обследований; в "Руководстве по профилактической мед^ине" 47 глав из 60 (120 из 155 страниц основного текста) посвящены медицинским обследованиям. Речь, таким образом, идет о целостном мировоззрении научной медицины, ставящей в центр внимания болезни, отсутствие которых отождествляется со здоровьем, или, скажем иначе, точкой отсчета служит болезнь. Очевидные достижения научных методов лечения и профилактики не могут заслонить собой того, не менее очевидного, факта, что здоровье понимается в рамках центрированного на болезни профессионального мировоззрения.

В области психологии и психиатрии это нашло свое выражение в подходе к классификации характеров Э. Кречмером, где нормальные характеры и психопатии выводятся из характеристик соответствующих психозов как выражения конституциональной обусловленности;[7] в разработанном А. Е. Личко учении об акцентуациях характера[8]; в понимании неврозов: "...неврозы особенно легко возникают, если имеется стойкое нарушение в соотношении основных свойств высшей нервной деятельности, взаимодействии сигнальных систем, коры и подкорки[9]9 и т.д. Практическим следствием основных позиций научной медицины является рассмотрение психотерапии как медицинской деятельности, на которую имеет право лишь врач[10]: "Психиатрический профессионал есть человек, который должен разрушить психическое нарушение (выделено мной — В. К.) таким образом, чтобы страдающий им снова смог стать самим собой"[11].

Отмеченное не является основанием для альтернативных суждений "хорошо - плохо", но показывает диалектическую связь перспектив и ограничений научной медицины.

III.3. Саентология: наука или религия?

Л. Рон Хаббард — основатель саентологии — определяет ее как прикладную религиозную философию[12]:

"Это то, как работает жизнь, это то, как изменить к лучшему мужчин, женщин и детей[13]"^,

"Саентология определяется как изучение духа и работа с ним в его взаимоотношениях с самим собой, вселенными и другой жизнью"[14].

"Саентология — это маршрут, путь, а не диссертация и не претенциозное учение"[15],

"В Саентологии конечным результатом обучения и выполнения упражнений является восстановление осознания самого себя как духовного и бессмертного существа

Чтобы не выходить за пределы поставленных передо мной задач, ограничусь лишь несколькими, на мой взгляд, важными замечаниями: 1) религиозность этой философии проистекает не из веры как таковой (как раз ее значение Хаббард отрицает: "не... то, во что верят, а... то, что делают[16]), а из представления о духе; 2) философский характер саентологии связан не с представлениями о специальной науке философии, а с представлением о размышлении человека о себе, своем месте среди людей и в мире, о прагматической систематизации накопленных человечеством знаний — т.е. с тем, что часто свысока называют философствованием; 3) прикладной характер самой сути саентологии (см. выше), связанный прежде всего с тем, что человек — и чем дальше продвигается цивилизация, тем больше — нуждается в конструировании обозримой, так или иначе для него понятной и практически полезной картины мира, которая в силу этих требований всегда только картина, но не сам мир. Возможно, это одна из самых трудных задач современного человека, живущего в мире ускорения и многообразия. Ее неоднократно пытались решать и до нас — достаточно припомнить учение Льва Толстого, Ж. Ж. Руссо и мн. др. Множественность таких философий (осознающих себя как религиозные или нет) сама является проявлением многообразия жизни, требующего приспособления к нему и совладания с постоянно ускользающим смыслом, скрывающимся за непосильным для постижения одним человеком всего объема накопленных человечеством знаний. И потому человек вынужден среди множества философий искать философию для себя (сам отказ от такого поиска — своего рода философия жизни, имеющая свои практические последствия, о которых, например, В. И. Ленин говорил, что человек, отказывающийся от всякой философии, оказывается в плену худшей из философий). Надо отметить, что попытки создания таких философий всегда корреспондируют с особенностями времени и культуры, отвечая на те или иные существующие в социуме неудовлетворенные потребности. В последние несколько десятилетий эти потребности связаны с информационным взрывом и начавшимся переходом от индустриальной эпохи к информационной[17].

В этой связи примечательно и важно, что Хаббард связывает термин "Саентология" не с английским "Science — наука", а с латинским "Scio — знание", и определяет содержание термина как "знанг^о том, как знать"[18]. Этот этимологический момент важен, так как, употребляя слово "наука", саентологи вкладывают в него совершенно иной смысл, восходящий не к добыче и интерпретации знаний, а к самому знанию как продукту механизма мышления. Из предисловия редакторов и текстов Хаббарда следует, что саентология — не сама наука в ее академическом смысле, но осмысление накопленных человечеством знаний в некоей целостной системе, преодолевающей недостатки предшествующих и современных ей наук.

Отношения между научной психологией и саенто-логией оговариваются особо и специально, во многом перекликаясь с обоснованиями, положенными в основу гуманистической психологии. Хаббард критикует психологию, ссылаясь на то, что В. Вундт рассматривал ее в сугубо физиологическом ключе[19]. Сюда можно было бы добавить и точную формулировку У. Джеймса, говорившего, что он предпочитает не говорить о душе, пока не уяснит "прагматическое значение этого термина". Ответом на физиологическую психологию человека, построенную на тех же принципах, что и психология животных, было неприятие ее Ф. Достоевским, видевшим в ней "унижающее человека овеществление его души"; Л. Толстого, считавшего, что она не отвечает на главный вопрос: "Что я такое с моими желаниями^."', О. Мандельштама: "Чрезвычайно быстрое очеловечивание науки... наталкивает нас на другой путь. Представления можно рассматривать не только как объективную данность сознания, но и как органы человека... ". Совсем с иной стороны, но к тому же подходил великий физиолог А. А. Ухтомский, а уже в наше время — Е. Велихов, В. Зинченко, В. Лекторский: "Психическая реальность по сложности встала вровень, если не превзошла реальность физиологическую. Она выступила... как своего рода "духовный организм"[20]. Ответом на нее явился выход на сцену экспериентальной психологии (от experience — опыт, в отличие от экспериментальной (научной в узком смысле слова), представленной множеством ветвей и направлений:

гуманистическая психология, духовная психология, трансперсональная психология, психосинтез и мн. др.

Но, утверждает Хаббард: "Любое сравнение Саен-тологии с предметом, известным как психология, — это нонсенс"[21], что вполне согласуется с пониманием им своего учения как прикладной религиозной философии. По существу, в отличие от М. Б. Эдди с ее Сай-ентистской Церковью Христа и Христианской Наукой[22], Хаббард пытается не подменить науку прагма-тизацией религии, а вывести из накопленных человечеством знаний некую философию жизни. Объединяет же их восприятие здоровья не только и не просто как явления биологического, телесного, но и — прежде всего — как следствия и проявления духовной жизни, хотя сама духовная жизнь воспринимается очень по-разному.

Как и другие подобные системы, саентология имеет своих приверженцев и своих противников — это вопрос Веры и Опыта, диалог которых принципиально невозможно построить на основе классического научного подхода уже потому, что не существует общего теоретического и методологического поля: каждая Вера есть по существу уникальная философия и методология бытия. Уникальность саентологии не означает ее исключительности: на этом постоянно настаивает Хаббард ("Не меняйте религии человека, не меняйте его политики, не нарушайте суверенитета наций. Вместо этого научите человека использовать то, что он имеет и знает...[23]") и об этом же свидетельствует отношение к саентологии представителей многих религий и религиозных конфессий, разных научных школ и направлений.

Вопрос о том, действительно ли саентология является религией, лежит вне пределов моей компетенции; ответ на него содержится как в официальной регистрации саентологии на родине ее возникновения в качестве религии, так и в ряде экспертиз[24], подтверждающих обоснованность этого признания. В то же время, как известно, не во всех странах саентологию регистрируют как религию. В рамках проводимого мной исследования важно соотнести саентологию с наукой и научной медициной, ибо это соотнесение обеспечивает методологическую базу поиска ответа на вопрос, являются ли практикуемые в ней подходы и процедуры психотерапией.

Исходя из сказанного выше, можно выделить два принципиальных пути формирования психотерапевтических по своему механизму эффектов. Один из них связан с научно обоснованным, умышленным и планируемым воздействием на определенные симптомы или заболевания с целью их ликвидации или ослабления — он, собственно, и называется психотерапией. Другой путь связан с самосовершенствованием человека при опоре на те или иные мировоззрение или веру; здесь существует очень широкий круг процедур — от духовных техник до заговоров, оберегов, изгнания духов и т.д., по отношению к которым психотерапевтические эффекты не планируются, как таковые не осмысляются и в рамках каждой из таких мировоззренческих систем не сводимы к психотерапевтическим механизмам, хотя сходные с психотерапевтическими, оздоровляющие эффекты могут иметь и очень часто имеют место. Различия между ними четко сформулировал Виктор Франкл: "Цель психотерапии — исцеление души, цель же религии — спасение души. Если, однако, религию, согласно ее исходной направленности, мало волнуют и заботят такие вещи, как выздоровление или предупреждение болезней, тем не менее — по своим результатам — не намеренно — она оказывает психогигиеническое и даже психотерапевтическое действие. Это происходит благодаря тому, что она дает человеку беспрецедентную возможность, которую он не в состоянии найти где-либо еще: возможность укрепиться, утвердиться в абсолютном. В психотерапии мы также можем зафиксировать аналогичный непреднамеренный побочный эффект, поскольку мы наблюдаем в отдельных случаях, что пациент в ходе психотерапии приходит обратно к давно утраченным источникам изначальной, подсознательной, вытесненной религиозности. Однако, хотя такое и случается, врач не вправе ставить себе такую цель. Ведь в этом случае он объединяется с пациентом на почве общей веры и действует, исходя из этого, но тем самым он уже с самого начала обращается с ним не как с пациентом[25].

В этой связи заслуживает внимания пример, приводимый А. Бадхеном и почерпнутый из опыта, описанного Архимандритом Михаилом (Козловым)[26] более ста лет назад, когда он объяснял слепому, как молиться сердцем:

"— Вот ты ничего не видишь, а ведь можешь умом вообразить и представить себе то, что ты прежде видал, то есть человека или какую-нибудь вещь или свой какой-нибудь член, например, руку или ногу. Можешь также вообразить, как бы на него смотрел, и можешь навести и устремить на него, хотя и слепые, свои глаза?

— Могу, — ответил слепой.

— Ну, так ты точно так же вообрази свое сердце, наведи свои глаза, как бы смотри на него. А умом-то внимательно слушай, как оно бьется и ударяет раз за разом. Это называется у Святых Отцов сводить ум из головы в сердце. Когда к сему приспособишься, то и начинай к каждому удару сердца, смотря на него, приноравливать молитвенные слова таким образом: с первым ударом подумай — господи, со вторым —Иисусе, с третьим —Христе, с четвертым — помилуй, с пятым —мя. И повторяй cue многократно. Потом, как к сему привыкнешь, то начинай вводить и изводить Иисусову молитву в сердце вместе с дышанием, как учат Отцы, то есть, втягивая в себя воздух, скажи или вообрази: Господи Иисусе Христе, а испущая из себя — помилуй мя... Только при сем всемерно остерегайся от представлений в уме и являющихся каких-либо видов, не принимая вовсе никаких воображений, ибо Святые Отцы крепко заповедуют при внутренней молитве сохранять без-видие, дабы не впасть в прелесть".

И далее А. Бадхен добавляет: "Впервые практика "внутренней сердечной непрестанной молитвы" была описана Св.  Никодимом Святогорцем (1749 — 1809), афонским монахом, главным создателем Филокалии, или Добротолюбия. "Добротолюбие" было напечатано в 1782 году. Никодим также составил Духовные Упражнения, изданные в 1800 году. Эти книги сочетают наследие восточной традиции с западными духовными творениями. В них присутствует основополагающее родство с Духовными Упражнениями Св. Игнатия Лойолы (1491 - 1556), который под именем Духовных упражнений понимал всякий способ, "каким душа приготовляется и располагается для своего освобождения от всех неупорядоченных влечений и, коль скоро они будут уничтожены, для поиска и обретения воли Божией относительно устройства своей жизни и для спасения своей души". В Духовных Упражнениях используются дыхательные техники, некоторые медитативные приемы, работа с телом, символами, образами, воображением, волей и т.д.".

Чем это формально (если убрать слова о Боге и перевести на современный язык) отличается от, например, аутогенной тренировки в клинике внутренних болезней? Практически — ничем. Но в атеистическом лечебном контексте молитва — инструмент оздоровления сердца и дыхательной системы, а в контексте религиозном — наоборот: сердце и дыхание — инструменты молитвы, направленной к Богу. Внешне "одно и то же" предстает совершенно разным.

Другими словами, что для психотерапии — цель, то для религии — побочный, попутный эффект, и наоборот; это в полной мере приложимо к саентологии, целью которой провозглашается отнюдь не лечение расстройств и болезней, а духовная работа во имя улучшения жизни: "Цель Саентологии заключается в том, чтобы сделать человека способным жить лучшей — согласно его собственной оценке — жизнью"[27].

III.4. Дианетика как технология духовного исцеления

Термин "дианетика" восходит к греч. Dia — через и Nous — душа = "то, что душа делает с телом"[28]; диа-нетическую технологию Хаббард определяет как технологию совладания с последствиями нежелательных воздействий духа на тело[29] или науку о мышлении, посредством которого это влияние осуществляется[30]. Хаббард называет дианетику "наукой душевного здоровья" и использует множество терминов, кАюрые совпадают с использованием в медицине и психотерапии: "терапия", "диагноз" и др., заставляя вновь ставить вопрос о соотношении дианетических практик с медицинскими практиками вообще и психотерапевтическими — в частности.

Недвусмысленный ответ на этот вопрос содержится в текстах Хаббарда: "... Дианетика существует не для какой-то одной из профессий, так как ни одна профессия не может охватить ее. Она недостаточно сложна, чтобы ее изучали годами в каком-то университете. Она принадлежит человечеству, и никто не сможет монополизировать ее, так как она нигде не подпадает под чью-нибудь законодательную власть. Если когда-нибудь Дианетика подпадет под законодательство и станет лицензированной профессией, тогда придется издавать законы о праве выслушивать истории других людей, их шутки и рассказы о личном опыте. Такие законы посадили бы всех хороших людей, которые с симпатией выслушивают своих попавших в беду друзей, за решетку. Дианетика не является психиатрией. Дианетика не является психоанализом Она не является психологией. Она не является личными отношениями. Она не является гипнозом. Это наука о мышлении, и она так же нуждается в лицензировании и законодательстве, как физика. (...) Дианетика нигде не обусловлена никакими законами, так как не существует закона, который может запретить одному человеку сесть напротив другого и рассказать ему о своих неприятностях. Желание монополизировать Диане-тику, можно быть уверенным, происходит от причин, связанных не сДианетикой, а только с наживой. (...) Дианетика становится в строй с психологией, не нарушая ничего связанного с кадрами, исследованиями или преподавательскими должностями, так как психология — просто наука о психике... и может развиваться по собственному усмотрению. Дианетика ни с кем не враждует, не подпадает ни под один существующий закон..."[31].

Эти утверждения могут выглядеть чересчур декларативными, голословными, претенциозными и т.д. и побуждать к требованиям развернутого и детального анализа обоснований каждого из них. Есть, однако, обоснования общего порядка, никак не связанные с авторством самого Хаббарда: 1) Ни в одном из известных мне руководств по психотерапии — отечественных и зарубежных — дианетька не упоминается. Нет упоминаний о ней и в справочных изданиях — таких, например, как фундаментальный словарь по психологии А. Рибера[32] и не имеющая в мире аналогов по полноте охвата "Психотерапевтическая энциклопедия"[33]; 2) Ни одно из направлений психотерапии не признает дианетику своей частью или производной от себя и вообще — психотерапией; 3) Признание дианетики входящей в систему любого из перечисленных направлений, по существу, снимало бы вопрос о теории и методах дианетики, позволяя рассматривать их в рамках того или иного направления (психоанализ, бихевиоризм, гипнотерапия, эклектическая психотерапия и т.д.) и выносить соответствующие суждения о ней; 4) Квалификация дианетической технологии как требующего лицензирования лечебного метода требует, как минимум, включения дианетики в официальный регистр наук, чего не происходит ни в одной стране.

По сути, к этому сводятся утверждения как самого Хаббарда, так и его оппонентов[34] — разница состоит лишь в отношении к перечисленным фактам и их интерпретации. Однако, перечисление того, чем НЕ является дианетика, не отвечает на вопрос — чем она ЯВЛЯЕТСЯ?

Хаббард определяет ее как науку о разуме (мышлении). Содержательный анализ текстов[35] выявляет построение саентологии и дианетики по канве точных наук: наличие собственного терминологического и понятийного аппарата, внутренне непротиворечивых представлений, системной организации структурных элементов, теоретической и прикладной составляющих: "... точная наука, предназначенная для эпохи точных наук[36]. Вместе с тем, она существенно отличается от точных наук, ограничивающих предмет своего интереса и создающих специальные методы исследования. Хаббард же, учитывая взгляды, как он утверждает, всего предшествующего периода науки и человеческого опыта пытается описать самые общие закономерности проявлений человеческого разума.

С учетом этого не удивительно, что в теоретических построениях дианетики можно найти те или иные элементы, отзвуки других теорий (научность одних бесспорна для всех, других — может подвергаться сомнению) и трудно назвать психологическую теорию или направление, которых бы это не касалось. Если за специфической фабулой каждого из направлений выделить некое объединяющее их ядро, то останется как раз то, на чем сконцентрировано внимание дианетики — человеческий разум как: а) инструмент влияния духа на тело и б) интегральный и качественно специфический продукт взаимодействия психического (мозгового) аппарата и опыта, который может быть источником деформирующего работу разума фактором. Если воспользоваться схемой психосинтеза[37], то дианетика могла бы сказать (собственно, и говорит — см. выше): "Психоанализ — это я. Бихевиоризм — это я. Когнитивная психология — это я. Но я не психоанализ, не бихевиоризм, не когнитивная психология". Действительно, инграммы в дианетике сопоставимы с комплексами в психоанализе, зафиксированными реакциями и цепочками "стимул - реакция" в бихевиоризме или незаконченными гешта-льтами в гештальт-психологии, вэйлансы — с идентификациями с родительскими фигурами и реакциями переноса (трансфера) в психоанализе, аберрации — с иррациональными мыслями в когнитивной психологии, а "высокие уровни", относимые к парасаен-тологии, — с "Высшим Я" в психосинтезе и т.д. Сопоставимость, однако, не означает идентичности: понятия саентологии и дианетики достаточно самостоятельны и наполнены собственными содержаниями; иное дело — как к ним относиться.

Часто высказываемые претензии в наличии у дианетики своего понятийного аппарата и словаря не являются обоснованными — сегодня такие словари мы находим во множестве изданий: они помогают читателю свободно ориентироваться в том или ином направлении, той или иной теме и способствуют более ясному пониманию предмета. Другое дело, что понятийный аппарат дианетики коннотативен — это понятия-образы, понятия-метафоры, уместные в контексте самой дианетики, но едва ли имеющие ценность для любой из существующих психологии и психотерапевтических систем. Многие из этих метафор подчеркнуто технологичны ("Файл-клерк", например), да и сама дианетика именуется инженерной наукой:

"В инженерной науке, типа Дианетики, мы можем работать, используя «кнопочный механизм»[38].

Дианетика по своей сущности — технология, практическая саентология (Хаббард использует также термин "саентологический процессинг[39], акцентируя внимание именно на технологии, процессе ее использования). По аналогии с мировыми религиями можно сказать, что дианетика соотносится с саенто-логией примерно так, как существующие в них установления в области повседневной жизни и религиозных ритуалов соотносятся с их видением Бога, Вечности и т.д., а по аналогии с наукой — примерно так, как соотносится инженерное дело с теоретической физикой, деятельность — с психологической теорией деятельности и т.д.

Что касается сферы приложения дианетической технологии, то она определяется как работа со здоровыми людьми и людьми с функциональными состояниями дизадаптации; при этом из сферы приложения исключается лечение состояний "органического сумасшествия" и безусловно органических болезней тела, хотя обладателям их никак не возбраняется стремиться к улучшению своей жизни с помощью дианетики. Особо подчеркну, торелиз, клир и т.д. — это не характеристики уровня здоровья и выздоровления, а ступени развития и самосовершенствования, по отношению к которым избавление от болезней представляется пусть и желательным, но побочным по отношению к главной цели дианетики эффектом.

Вне зависимости от оценок научной ценности»диа-нетики она, вне всяких сомнений, отвечает известным психологическим потребностям, порождаемым интеллектуально-информационной культурой. Будем мы считать ее религией, мета-наукой, абсолютным вымыслом, научной фантастикой, сказкой, которая "ложь, да в ней намек", или просто злонамеренной ложью (".. наши "духовные спасители" делают свою заказную работу... Уже не тысячи и даже не десятки, а сотни тысяч россиян они ежегодно "отсасывают" в свои ряды, делая из них активных противников наших традиционных духовных ценностей, нашей национальной культуры, выкорчевывая из их сознания святые понятия Родины, патриотизма, "любви к отеческим гробам[40]) — в ней место сложных научных выкладок занимают в общем понятные человеку технологического мира познавательные конструкции. В этой связи отнюдь не случайно и время выхода дианетики на сцену—начало 50-х годов, окрашенное апокалиптическим ощущением только что ставшего ядерным мира и все более и более побуждающее человека задумываться о самом себе и своем месте в мире. Параллельные процессы выхода за пределы науки с опорой на саму науку и ее язык развивались во многих сферах знания и деятельности, в том числе и в психологии: формирование гуманистической психологии, выход на арену психосинтеза, когнитивной психологии, расцвет бихевиоризма, оживление интереса к традиционным духовным практикам Востока, формирование нейролингвистического программирования (НЛП) и т.д..

III.5. Заключение

Проделанный анализ свидетельствет о том, что саентология наукой в ее классическом смысле не является, представляя собой мировозренчески-этическую систему интерпретаций широкого круга научных и паранаучных сведений и фактов без претензий на постижение непостижимой сущности Бога, но с утверждением его существования как Творца и фокусировкой внимания на реализующем Его замысел Творении, каковым является человек в своем бытии, отношениях с миром и развитии.

По отношению к материалистической науке и медицине, как ее практике, саентология может быть признана системой паранаучной, парамедицинской — лежащей за их пределами и использующей принципиально отличающуюся методологию.

Официально признанная религией саентология является религией светской, синкретической (религией третьего поколения), опирающейся на представления и язык своего времени и, по формулируемому в саентологических текстах ее замыслу, не входящей в конфронтацию или конфликт с другими религиями и светскими установлениями.

Дианетические технологии преследуют цель развития и совершенствования человека, повышение его действенной ответственности за себя, других и мир в целом, а так называемые терапевтические эффекты — лишь ступени на пути к этой цели и знаки продвижения по этому пути.

Методологический анализ общефилософских положений саентологии не дает оснований рассматривать  саентологические  технологии  как психотерапию.

IV. ПСИХОТЕРАПИЯ И ОДИТИНГ:СТРУКТУРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

IV.1. Границы и критерии психотерапии

В рамках стоящих перед экспертизой задач важно иметь "точку отсчета" — определить границы психо-: терапии и признаки, совокупность которых позволя-| ет считать тот или иной вид взаимодействия людей профессиональной   деятельностью,   именуемой • психотерапией.

В 70-х годах С. Ледер выделил 4 модели психотерапии: а) лечебный метод, воздействующий на психическое и физическое состояние организма — медицинская модель; б) метод, приводящий в действие процесс научения — психологическая модель; в) метод манипулирования, которому придается значение инструмента, используемого с целью общественного контроля — социологическая модель; комплекс явлений, происходящих в ходе взаимодействия между людьми — философская модель[41]. Это вполне отвечало состоянию проблемы и возможностям ее анализа в условиях идеологических ограничений и запретов. Сегодня существует широкий спектр видов деятельности, построенных на психологических механизмах:

психотерапия — соответствует медицинской модели;

психологическая практика, психологическое консультирование, психологическая коррекция — соответствуют психологической модели; организационные консультирование и терапия, выборные технологии и др. — соответствуют социологической модели; философская модель реализуется в структуре анализа феномена межчеловеческого взаимодействия. Но перечисленным психологическая по своим механизмам деятельность не ограничивается — укажем, например, на такой вид помощи как ко-консультирование2[42] (взаимопомощь в рамках общинной жизни, обеспечиваемая подготовкой непрофессиональных волонтеров), работу обученных волонтеров в службах экстренной психологической помощи, в частности — телефонных службах, и др. Считать их все психотерапией было бы, мягко говоря, наивно. Психологическое воздействие одного человека на другого/других происходит в любом межчеловеческом общении, не обязательно являясь психотерапией.

Границы психотерапии сегодня очертить не просто. На специальной конференции в 1985 г. в США множество ведущих психотерапевтов пыталось дать определение психотерапии[43], и, хотя все говорили об одном и том же, определения звучали по-разному и подчеркивали разные ее аспекты. Суммируя так или иначе выделяемые большинством черты, получим: клинические лечебные действия психологов, клинических социальных работников, семейных терапевтов, психиатров и других; планируемое целенаправленное лечение, осуществляемое обученными профессионалами; отношения пациента с профессионалом с целью уменьшения душевного страдания или разных симптомов, описанных в психиатрических классификациях; приложение научно оцененных процедур; информированное и умышленное приложение клинических методов и межличностных позиций, берущее начало в установленных психологических принципах; информированное и планомерное приложение методов, исходящих из установленных психологических принципов, совершаемое специально подготовленным человеком...".

Более очерченное определение психотерапии дают отечественные исследователи:

"..лечение обязательно должно в необходимой при данном состоянии больного мере учитывать влияние слов врача и окружающих, а также несловесных факторов в их особом смысле, который они приобрели в процессе развития данного индивидуума, и вследствие этого способных в нужном направлении воздействовать на психику больного и через психику... на весь его организм. Использованное сознательно и планомерно врачом в целях излечения больного или улучшения его состояния и самочувствия, такое воздействие и называется психотерапевтическим. Психотерапией, таким образом, является целенаправленное, планомерное, учитывающее не только особенности и состояние организма в целом, но и социальную природу, личность человека врачебное воздействие на психику в целях лечения его психики, его нервной системы, в соответствующих случаях и всего организма в целом"[44]

"Наиболее принятым в нашей литературе является определение психотерапии как системы лечебного воздействия на психику и через психику на организм больного. И, следовательно, будучи методом лечения, психотерапия традиционно входит в компетенцию медицины"[45].

Ключевые слова, таким образом: болезнь, медицина, лечение, больной, профессионал, план. Они определяют тот специфический контекст, в котором проявляют себя используемые в психотерапии психологические феномены, механизмы, закономерности.

Ниже приводятся необходимые требования к психотерапии, суммированные по работам ведущих отечественных специалистов[46]: 1. наличие целей, задач и методов (последних в настоящее время насчитывают более 450), постановка и выбор которых определяются: а) конкретными клиническими симптомами, б) личностными особенностями больного и его реакциями на болезнь, в) участвующими в развитии и оформлении заболеваниями психологическими факторами, г) медицинской квалификацией болезни и ее этапом;

2. определяемые требованиями п. 1 диагностические процедуры — собственно медицинские и медико-психологические и их диагностическая интерпретация; 3. принцип индивидуализации лечения—даже при проведении ее в семейном или групповом форматах психотерапия всегда направлена на лечение отдельного, именно этого больного со всеми особенностями и механизмами развития и лечения его заболевания; 4. проведение специально обученным психотерапии врачом.

Таким образом, определяющие психотерапию параметры связаны как с необходимым условием с использованием психологических (небиологических, нефизических) средств воздействия на болезнь или симптом, но необходимые и достаточные условия создаются лишь при наличии перечисленных требований. Создается внешне парадоксальная, но внутренне совершенно закономерная ситуация, когда одни и те же действия квалифицируются не как психотерапия в одной ситуации и как психотерапия в другой: если "простой человек" делает что-то — это не психотерапия, если специалист — психотерапия. И это, безусловно, так, ибо психотерапия это не только и не столько использование того или иного психологического механизма как такового, сколько использование его как структурного элемента психотерапевтической системы, для которой "...главным методом и лечащим средством становится не та или иная психотехника, а особая форма взаимоотношений терапевта и пациента в процессе психотерапевтического контакта...[47] 1.   Отвечает  ли   одитинг  такой характеристике?

IV.2. Одитинг

Понятие одитинга (от латинского audire — слушать; в английском audit — проверять, проводить ревизию, посещать курс в качестве вольнослушателя[48]) — одно из ключевых в дианетике. Он определяется, как "действие, которое заключается в том, что человеку задают вопрос (который он может понять и на который он может ответить), получают ответ на этот вопрос и дают ему подтверждение ответа[49]. Во всех дианетических текстах подчеркивается, что одитинг — не лечение и не психология. Он направлен не на болезнь или те или иные ее симптомы, а на избавление человека "от вредного воздействия ин-грамм, инграмм болезненных эмоций и локов[50]. Цель одитинга — приближение к состоянию клира, т.е. освобождение от того, что Хаббард называет реактивным умом, в результате чего разум перестает испытывать искажающие влияния прошлого опыта[51]. Уже только поэтому[52] при самом тщательном анализе одитинг не может быть отнесен к психотерапии — он не отвечает ни каждому из критериев психотерапии в отдельности, ни, тем более, их совокупности.

Подход одитинга подчеркнуто не клиничен, что непосредственно следует из общих положений Диа-нетики. Это четко регламентированная 10-шаговая процедура, в которой действия одитора подчинены строгим правилам, не зависящим от индивидуальных особенностей клиента (преклира) и не связанным с его проблемами и жалобами, даже если таковые есть[53]

"Для одитора не имеет большого значения, что именно болит у пациента, единственное, что ему нужно, — это использовать хроническую болезнь для того, чтобы найти цепь инграмм сочувствия[54], "...можно остановить прогрессирование различных склонностей, неврозов, привычек, пагубных занятий, или предотвратить их появление. Это делается пу-"' тем проведения индивидууму стандартных саенто-логических процессов, не уделяя особого внимания тому типу неспособностей, с которым мы имеем дело[55]. В одитинге нет обычных для психотерапии этапов, нет формулировки и прояснения жалоб и проблем, нет выбора адекватных им методов, нет обращения к личностным содержаниям и их значениям, нет формулировки диагноза (физического, психиатрического, психологического), нет предписаний или рекомендаций, нет личностных реакций, личностной поддержки или конфронтации и т.д., т.е. нет всего того, ;

что в психотерапии необходимо и занимает очень значительное место.

Одитор по существу и формам своего поведения демонстративно отличается от психотерапевта: клиент продвигается от воспоминания к воспоминанию, а одитор лишь регулирует количество и глубину прохождений каждого из воспоминаний. Чем меньше одитор говорит — тем лучше устанавливается отмена после сессии всего сказанного одитором. Это последнее диаметрально противоположно линии психотерапевта, который обычно стремится к тому, чтобы его слова и действия оказывали свое влияние и после сессии (работе пациента между сессиями придается очень большое значение). Согласно же Дианетике слова и поведение одитора способны становиться новыми инграммами клиента, и поэтому их следует минимизировать или избегать ("Одитор должен сохранять молчание во время терапии, не разговаривать сверх того, что совершенно необходимо для Диане-тики во время сессии... Одитор не должен говорить лишнего, никогда нельзя давать пациенту никакой информации о его кейсе, включая оценку событий и поступков, а также прогнозы о дальнейшем времени, нужном для терапии"[56]). Развернутые протокольные записи одитинга, в том числе и проводимого Хаббар-дом[57], убедительно свидетельствуют о том, что собственно личностного вмешательства одитор не производит. Это следует из основных положений Дианети-ки, где, в частности, указывается: "Нас интересует механическое действие ума. (...) ...акцент ставится на приведение ума к оптимальному, действующему состоянию у нормальных или просто невротических люЯей..: Ум — это отлично построенный компьютер... Инграммный банк, а не пациент является целью... Задача и единственная цель терапии —ликвидировать содержимое реактивного инграммного банка"[58].

Многие оппоненты Дианетики[59] на этом основании упрекают ее в игнорировании человеческой уникальности, принижении, подавлении, роботизации личности, хотя Дианетика достаточно четко оговаривает этот момент: "Каждый человек очень отличается от любого другого. Отличается их жизненный опыт, и их динамики имеют различную силу. Единственная постоянная величина—механизм реактивного инграммного банка, только это остается без изменений. Содержимое банка колеблется от человека к человеку как по количеству содержания инграмм, так и по интенсивности этого содержания, но механизм действий банка (а потому и основные законы Дианетики) во все века остается постоянным для всех людей..."[60] [выделено мной — В.К.], "В Саенто-логии конечным результатом обучения и выполнения упражнений является восстановление осознания самого себя как духовного и бессмертного существа"[61]

Упреки в дегуманизации не кажутся корректными. Во-первых, потому что многие методы, считающиеся сегодня лечебными (вспомним, что первая реакция ученого мира на психоанализ 3. Фрейда выразилась в словах: это предмет для уголовной полиции, а не науки) при желании можно упрекнуть в том же: психоанализ — в игнорировании сознания, поведенческую терапию — в сведении личности к рефлексам, когнитивную психотерапию — в сведении ее к иррациональным стереотипам, не говоря уже о нейролинг-вистическом программировании или терапии движением глаз по Ф. Шапиро[62] (в дискуссиях между представителями разных психотерапевтических школ такие и подобные упреки — скорее правило, чем исключение). Во-вторых, потому что одитинг — процедура освобождения от того мешающего и искажающего в работе разума, что открывает пути совершенствования и личностного роста ("Артистизм, сила личности, индивидуальность присущи исходной личности человека, а не реактивному уму[63]; чтобы помочь личности — не обязательно обращаться к личностным содержаниям. В-третьих, наконец, потому что одитинг в собственном понимании Саентологии — разновидность религиозно-философской практики, а не психотерапия; без учета этого те же упреки можно предъявить йоге в Индии или шиатцу в Китае, многим православным практикам.

Игнорирование религиозного характера Саентологии и отличий одитинга от психотерапии по описанным» выше критериям приводит к тому, что одитинг рассматривается через призму известных психотерапевтических методик[64]. В нем усматривают элементы релаксационного тренинга, метода систематической десенсибилизации, эриксонианского гипноза, разрыва стереотипов, введения в транс и др. А смешение понятий, связанных с психологией, приводит к утверждениям о том, что дианетические технологии "..являются по своей сути социально-психологическими и психотерапевтическими услугами"[65]. Мне уже приходилось (вне рамок настоящей экспертизы) отмечать, что методы и техники психотерапии "кристаллизуются" из жизни, процесс психотерапии может моделироваться, и сплошь и рядом моделируется, в широком круге нетерапевтических ситуаций, даже принося участникам облегчение, но от этого не становясь психотерапией[66]. Поведение священника, исповедующего прихожанина своей церкви, или молитва оказывают мощный целительный эффект, но не являются психотерапией, как не являются ею релаксирую-щее баюкание матерью ребенка или дружеский разговор в трудную минуту. Психотерапия, я уже отмечал, процесс умышленный и осознаваемый. Она не просто спонтанное поведение и не отлаженное функционирование методов и техник, но промысел (от промыс-ливать), намечающий конкретную цель, пути и этапы ее достижения, планируемые результаты. В ней каждый следующий шаг определяется результатами предыдущего: стратегические и тактические цели достигаются на путях гибкого ситуативного реагирования и творчества, язык которого задан психотерапевтическим направлением и школой. Метод же работы оди-тора с кейсом — стандартное использование выработанных процедур (это не отменяет развития технологий: "Метод атаки на проблему может быть всегда усовершенствован за счет: дальнейшего изучения характера факторов проблемы; новых искусств и технологий, которые можно применить в проблеме; усовершенствования нашего умения применять существующие технологии и искусства. Не нужно считать существующую технологию и искусство оптимальными просто потому, что они справляются с задачей. Время и простота в работе могут быть улучшены новыми методами или при помощи совершенствования мастерства в применении старой технологии. (...) Нужно, чтобы ни один одитор не почивал на лаврах с данной процедурой и никогда не оставлял попыток ее улучшать"[67]).

•^ IV.3. Одитинг и осложнения

Отождествление одитинга и психотерапии приводит к искажению представлений об одитинге и его опасности. Так, А. А. Скородумов[68] видит в одитинге "причудливую комбинацию элементов релаксационного тренинга и систематической десенсибилизации". При этом одитингу приписываются черты систематической десенсибилизации, не содержащиеся в использованных при экспертизе руководствах по Дианетике, а именно "строгая иерархическая последовательность воспроизведения ситуаций, вызывающих состояние тревожности" — от более легких к более тяжелым. Однако, 1) одитинг следует в принципиально ином направлении — не от легкого к тяжелому, но от поиска, нахождения и ликвидации самой ранней инграммы — к стиранию остальных[69],2) пре-клира не просят найти самое легкое

 

[1] См., например: Мастере У., Джонсон В., Колодны Р. Мастере и Джонсон о любви и сексе. В 2-х т. — СПб: Ретур, 1991; Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. —М.: Медицина, 1991; Частная сексопатология (под ред. Г. С. Васильченко). т. 2. — М.: Медицина, 1983 и др.

[2] Szasz Th. Sex by Prescription: The Startling Through about Today's Sex Therapy. Syracuse University Press, 1990.

[3] Capra F., Steindl-Rast D. Belonging to Universe. San Francisco: Harper, 1991.

[4] Мулыпановский М. П. История медицины. — М., 1961.

[5] См. сноску 2.

[6] Antonovsky A. The Salutogenic Model of Health. Ch. 7 / Health, Stress and Coping. San-Francisco: Jossey-Bass, 1982; Pelletier К. — Holistic Medicine: From Stress to Optimal Health. N.Y.: Dell, 1979; Руководство по профилактической медицине. — М., 1993.

[7] Кречмер Э. Медицинская психология. — М., 1927;

Кречмер Э. Учение о характерах. — М., 1925.

[8] Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.—Л.,1983.

[9] Свядощ А. М. Неврозы и их лечение.—М., 1971.С. 13.

[10] В период проведения экспертизы в МЗ РФ, насколько мне известно, обсуждается вопрос о праве психологов на проведение психотерапии при условии дополнительного получения ими базового медицинского образования в объеме двухлетнего курса и неизвестно, будет ли такой приказ реально издан. Так или иначе, если получаемых психологами в университетах медицинских знаний оказывается недостаточно и требуется дополнительный курс, речь идет о психотерапии, которая кто бы ее ни проводил — врач или психолог — есть прерогатива медицины. [В. К.]

[11] Дернер К., Плог У. Заблуждаться свойственно человеку: учебное пособие по психиатрии и психотерапии. — СПб, 1997. С. 12.

[12] Хаббард Л. Р. Саентология. С. 9.

[13] Хаббард Л. Р. Саентология. С. 2.

[14] Хаббард Л. Р. Саентология. С. 9.

[15] Хаббард Л. Р. Саентология. С. 11.

[16] Хаббард Л. Р. Саентология. С. 11

[17] Тоффлер Э. Футурошок. — М., 1998.

[18] Хаббард Л. Р. Саентология. С. 9.

[19] Хаббард Л. Р. Саентология. С. 10

[20] Эти данные суммированы в: Бадхен А., Каган В. Новая психология и духовное измерение. — СПб, 1995.

[21] Хаббард Л. Р. Саентология. С. 9.

[22] Эдди М. Б. Наука и здоровье с ключом к Священному Писанию.—Бостон, 1994.

[23] Хаббард Л. Р. Саентология. С. 6.

[24] Богданов В. А. Уважение к вере или почему глупо воевать с саентологией?. — М., 1997; Соболев С. С. Экспертная оценка (анализ) учения и деятельности религиозной организации саентологическая Церковь. — М., 1996; Сивер-цев М. А. Саентология: путь духовной самоидентификации. — М., 1995. Подчеркну, что авторы этих экспертиз — люди, в квалификации которых как экспертов нет оснований сомневаться: М. А. Сиверцев — эксперт комитета по международным делам Совета Федерации Федерального собрания РФ, С. С. Соболев — философ и религиовед, профессор, ректор Академии философии и богословия Московского Экстерного Гуманитарного Университета, заведующий кафедрой религиоведения и культов; В. А. Богданов — социальный психолог и религиовед, канд. психол. наук, старший научный сотрудник лаборатории социальной психологии НИИ комплексных социальных исследований

[25] Франка В. Человек в поисках смысла. — М., 1990. С. 334-335.

[26] В кн.: Бадхен А., Каган В. Новая психология и духовное измерение. — СПб, 1995; Архимандрит Михаил (Козлов ) Рассказ странника, искателя молитвы // Символ (Париж). 1992. № 27.

[27]  Хаббард Л. Р. Саентология. С. 113.

[28]  Хаббард Л. Р. Саентология. С. 14.

[29] Хаббард Л. Р. Саентология. С. 14.

[30]3 Хаббард Л. Р. Дианетика. С. 199.

[31] Хаббард Л. Р. Дианетика. С. 198 - 199.

[32] ReberA. Dictionary of Psychology. Penguin Books, 1995.

[33] Психотерапевтическая энциклопедия / Б. Д. Карваеарский (ред.). —Спб: Питер-пресс, 1998,1999.

[34] См., например: Анти-саентология: критика доктри-нальных основ и технологий хаббардизма. — СПб., 1999.

[35] Хаббард Л. Р. Саентология, дианетика.

[36] Хаббард Л. Р. Саентология. С. 11.

[37] Ассаджиоли Р. Психосинтез.—М., 1994.

[38] Хаббард Л. Р. Дианетика. С. 269.

[39] Хаббард Л Р. Саентология. С 115-124.

[40] Анти-саентология. — СПб. 1999 С. 3.

[41] приводится по: Каган В. Е. Что такое психотерапия. — М.,1999.

[42] Fundamentals of Co-Counseling: Manual.Seattle, 1982

[43] Эволюция психотерапии. т.1-4. М.,1998.

[44] Лебединский М. С. Очерки психотерапии. — М., 1959. С. 3-4.

[45] Карвасарский Б. Д. Психотерапия. — М., 1985. С. 3.

[46] Буль П. И. Основы психотерапии. — М., 1974; Воль-перт И. Е. Психотерапия. — М., 1972; Карвасарский Б. Д. см. выше; Лебединский М. С. см. выше; Свядощ А. М. Неврозы.—М„ 1971.

[47] Соколова Е. Т. К психотерапии личностных расстройств: методологическая и теоретическая парадигма / XII съезд психиатров России. — М., 1995. С. 612.

[48] Большой англо-русский словарь. Том 1 / Под ред. И. Р. Гальперина. — М., 1979. С. 112.

[49]  Хаббард Л. Р. Дианетический Семинар. С. 80.

[50] Хаббард Л. Р. Дианетический Семинар. С. 79.

[51]  Хаббард Л. Р. — там же. С. 81.

[52] Хаббард Л. Р. Саентология, Дианетика, Дианетический Семинар, Курс Дианетического Одитора, Руководство по Основам Обучения..

[53] 13 Хаббард Л. Р. Дианетический Семинар. С. 91 -94.

[54] 14 Хаббард Л Р. Дианетика. С. 217.

[55] 15 Хаббард Л. Р. Саентология. С. 118.

[56] 16 Хаббард Л. Р Дианетика. С. 209.

[57] '7 см. Дианетика. С. 219- 220,254 - 256,260 - 262; Диа-нетический Семинар. С. 97-109; Курс Дианетического Одитора. С.263 - 339.

[58] 18 Хаббард Л. Р. Дианетика. С. 204, 206,221,229.

[59] 19 см. Анти-Саентология.

[60] 20 Хаббард Л. Р. Дианетика. С. 204 - 205.

[61] 21 Хаббард Л. Р Саентология. С. 11.

[62] 22 см.: Психотерапевтическая энциклопедия, СПб, 1999; Шапиро Ф. Терапия эмоциональных травм движением глаз. —М.,1998.

[63] 23 Хаббард Л. Р. Дианетический Семинар. С. 83.

[64] 24 Скородумов А. А. Социально-психологический анализ некоторых аспектов деятельности саентологов в Санкт-Петербурге. В кн.: Анти-Саентология. — СПб, 1999. С. 120-150.

[65] 25 Там же. С. 125.

[66] 26 Психотерапевтические тетради. Вып. 1.—СПб, 1993.

[67] 27 Хаббард Л. Р. Дианетика. С. 295.

[68] 28 см. выше.

[69] 29 Хаббард Л. Р. Дианетика. С. 294.

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги Музыка онлайн- видео Партнерская программа
Фильмы Программы Ресурсы сайта Контактные данные

 

 

 

Этот день у Вас будет самым удачным!  

Добра, любви  и позитива Вам и Вашим близким!

 

Грек 

 

 

 

 

  Яндекс цитирования Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов SPLINEX: интернет-навигатор Referal.ru Rambex - рейтинг Интернет-каталог WWW.SABRINA.RU Рейтинг сайтов YandeG Каталог сайтов, категории сайтов, интернет рублики Каталог сайтов Всего.RU Faststart - рейтинг сайтов, каталог интернет ресурсов, счетчик посещаемости   Рейтинг@Mail.ru/ http://www.topmagia.ru/topo/ Гадания на Предсказание.Ru   Каталог ссылок, Top 100. Каталог ссылок, Top 100. TOP Webcat.info; хиты, среднее число хитов, рейтинг, ранг. ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки! Русский Топ
Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов KATIT.ru - мотоциклы, катера, скутеры Топ100 - Мистика и НЛО lineage2 Goon
каталог
Каталог сайтов