ОНЛАЙН ВИДЕО КАНАЛ С АСТРАЛЬНЫМ ПАЛОМНИКОМ
 
Задать вопрос можно в мини-чате, а так же в аське и скайпе
Есть вопрос? - найди ответ!  Посмотрите видео-FAQ - там более 700 ответов. ПЕРЕЙТИ
Ответы на вопросы в видео ежедневно c 18.00 (кроме Пт, Сб, Вс)
Посмотреть архив онлайн конференций 
 
  регистрация не обязательна, приглашайте друзей - люблю интересные вопросы
(плеер и звук можно выключить на экране трансляции, если они мешают)

 

 

       

 

Я доступен по любым средствам связи , включая видео
 
аська - 612194455
скайп - juragrek
mail - juragrek@narod.ru
Мобильные телефоны
+79022434302 (Смартс)
+79644902433 (Билайн)
(МТС)
+79158475148
+79806853504
+79106912606
+79106918997

 

 

 

Скачать книгу Nauka_20 Фундаментальная физика и мировоззрение Востока к проблеме соотношения 
ОСНОВНЫЕ РУБРИКИ САЙТА
МЕНЮ  САЙТА

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

ВХОД

В ПОРТАЛ

 

Библиотека 12000 книг

Аномальное   

Здоровье

Рейки  

Астрал  

Йога

Религия  

Астрология

Магия

Русь  

Аюрведа  

Масоны

Секс

Бизнес 

НЛП

Сознание

Боевое  

Он и она

Таро  

Вегетарианство  

Ошо

Успех

Восток  

Парапсихология

Философия

Гипноз  

Психология  

Эзотерика  

ДЭИР

Развитие

900 рецептов бизнеса

 

 

Видеоматериалы автора сайта

Практика астрального выхода. Вводная лекция

Боги, эгрегоры и жизнь после

 жизни. Фрагменты видеокурса

О страхах и опасениях, связанных с выходом в астрал
 

Видеокурс астральной практики. Практический пошаговый курс обучения

 

Интервью Астрального паломника
 

Запись телепередачи. Будущее. Перемещение во времени

Призраки в Иваново. Телепередача

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

 

 

 

 

Nauka_20 Фундаментальная физика и мировоззрение Востока к проблеме соотношения 

скачать      17.zip

 

 

 

С. В. Гришин

Фундаментальная физика и мировоззрение Востока: к проблеме соотношения ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время человечеством накоплено огромное количество информации о мире, в котором оно существует. Эта информация выражена в виде многообразия представлений, воззрений, мнений, систем, в чем-то сходных и в то же время радикально различающихся. Одно из таких представлений, доминирующее в развитии современной цивилизации - наука. Так называемые научные представления и методы познания стали основными в Европе приблизительно с XVI века. Тем не менее, существовали и сохранились до настоящего времени мировоззрения, не опирающиеся непосредственно на "естествоиспытание". В частности, регионом, где сохранилась и развивается вплоть до настоящего времени такая традиция, является Восток: Индия, Тибет, Китай и т.д. Сейчас западная модель мироосмысления постепенно принимается и в этом регионе. Преимущественное развитие научных представлений породило в общественном сознании характерный "наукоцентризм", выражающийся в придании науке монополии на истину, даже сам термин "научность" становится синонимом "истинности"; как следствие, остальные мировоззрения рассматриваются не независимо и параллельно научному, а предвзято - с определенных "научных" позиций. С этим же связано и популярное представление о "прогрессе" общечеловеческой мысли, как развитии, неуклонно ведущем к науке, тогда как другие миропредставления (мифологическое, религиозное и т.п.) воспринимаются как ущербные и по методу саморазвития, так и по системе излагаемых взглядов. В лучшем случае отмечаются отдельные интеллектуальные "взлеты", "предвидения", в целом не присущие ненаучным системам и трактующиеся как "зародыши" научного мировоззрения.

Попытаемся рассмотреть ситуацию объективно. Для этого выделим в любом миропредставлении два пласта - знания феноменологические и знания фундаментальные.

"Феноменальные" знания - это знания о конкретных вещах, предметах, явлениях, имеющих различную природу и непосредственно связанных либо с обыденной практикой, либо с технологическими потребностями. Знания же "фундаментальные" - есть знания о "надвещном", о сущностях и понятиях, присущих вещам вне их конкретной формы: знания, диалектически соответствующие "феноменальным", т.е. "ноуменальные", - ибо переход к рассмотрению общего есть процесс абстрагирования, совершаемый сознанием, "умом".

Позволю себе утверждать, что если различные мировоззренческие формы и могут отличаться друг от друга уровнем овладения феноменами и степенью развитости "вещного" знания, то по уровню развития знания фундаментального, между наукой и "ненаучными" системами имеется паритет, а в некоторых случаях "ненаучные" системы могут даже превышать в этом науку.

Что есть на самом деле научное мировоззрение? Если под этим рассматривать то, что понимается в общественном сознании как "научное мировоззрение", то следует принять значительную вне-научность такого мировоззрения, как это ни парадоксально. Специфика "научного мировоззрения" в том, что оно является не столько выводами самой науки, сколько интерпретацией этих выводов, проводящейся не учеными и чаще всего отнюдь не в целях формирования собственно мировоззрения, удовлетворяющего жажду познания. То, что называют "научным мировоззрением", есть некоторые научные результаты, которые используются для подкрепления тех или иных социально обусловленных философских представлений (их, безусловно, необходимо отличать от philosophia perennis). То "научное мировоззрение", которое бытовало до сегодняшнего времени, формировалось на базе представлений о производности сознания от материи, независимости материи от сознания, исключительной возможности рационального постижения Вселенной, а также на основе редукционизма, как предположения сводимости внешних форм бытия к суммам, комбинациям низших элементов. Наука, в представлении феноменологического знания, предполагает определенную форму исследования - экспериментальную, и это уже дает повод к материализму, редукционизму и рационализму. Развитию такого взгляда способствует технологическая форма цивилизации, в которой нечто, не относящееся к материальным потребностям, имеет второстепенное значение. Знание фундаментальное в этой ситуации становится "надстройкой" феноменологического знания и теряет самостоятельное бытие.

В своем "неподавленном виде" знание фундаментальное представляет собой сильно математизированную философию. А для такого случая нет целостного "научного мировоззрения". Есть отдельные направления, которые объединяются общностью вопросов, общностью конкретных методов и общностью некоторых решений и выводов. Они расходятся, главным образом, в том, какие из проблем выдвигаются на первый план в ущерб другим, оставленным без внимания. В таком контексте говорить о научном мировоззрении нам дает право единство некоторых основных положений, некоторый круг идей, неотъемлемо принадлежащих каждой из систем, - остов, вокруг которого они образовались.

Конечно, в научное мировоззрение, в том виде, как оно определено теперь, громадный вклад вносит теоретическая физика. Этот раздел науки обособлен в ряду естественных наук из-за его направленности в сторону фундаментального знания (конечно, не имеется в виду та часть теоретической физики, которая занимается математическими методами исследования феноменальных объектов). Объекты, подвергнутые рассмотрению фундаментальной физикой, объединяют черты абстракций и конкретных объектов. Элементарные частицы, физический вакуум, пространство и время, взаимодействия - с одной стороны, идеально, полностью описываются с помощью математических понятий (придавая последним, как абстракциям, онтологический статус); с другой стороны, это вполне реальные, существующие объекты, но они присущи всему, любому известному макроявлению и предмету не как качества, а как их составные элементы. Несомненно, для объективного характера исследований, фундаментальной физике приходится иногда обращаться к рассмотрению феноменальных явлений, но делается это для установления тех или иных общих закономерностей, лежащих в основе этого феномена, и потому, что эти закономерности проявляются в феномене наиболее ярко по сравнению с другими. (Эту форму обращения к феноменам для постижения фундамента можно сравнить с принятой в религиозно-мистической традиции так называемых притчей - своеобразной формой представления некой общей идеи на конкретном примере).

Сказанное выше относительно плюрализма мнений внутри научного мировоззрения, все же позволяет нам считать возможным наличие одного мнения, объединяющего все другие возможные мнения. Плюрализм - не есть отсутствие истинного знания (Et pluribus unum). Это, скорее, следствие неоднозначности, многосторонности истины. Так, например, при рассмотрении пространства различные научные школы высказывают то субстанциональный, то реляционный взгляд на его природу, используя при этом одинаковую математическую формулировку. Это не означает, что науке не известно, какое из двух мнений более справедливо, или то, что спор не имеет отношения к существу проблемы. Пространство, по-видимому, объединяет в себе черты как субстанции, так и отношения упорядоченности, причем, скорее всего, это предполагается самим используемым математическим формализмом, не раскрытым до конца.

Таким образом, именно теоретическую физику следует рассматривать как основную базу, формирующую общенаучное мироосмысление. Как уже отмечалось выше, количество знаний, накопленных наукой и другими формами миропознания огромно. Отсюда следует, что, возможно, наступает момент, когда появляется необходимость упорядочить эту постоянно действующую "выставку новых поступлений". (Можно даже предположить, что уже накоплен необходимый материал для понимания важнейших истин о Вселенной и нашем в ней месте, и остается лишь сделать финальный бросок - собрать его воедино и целостно осмыслить, не упуская из вида никакой информации).

В первую очередь, следует провести сравнительный анализ фундаментального знания - инвариантного ядра всех параллельно существующих воззрений с целью последующего их объединения. Наступает этап диалектического развития познания истины, когда большое количество знания должно породить его новое качество; отличительная черта этого нового качества (можно воспользоваться и термином "парадигма") - то, что фундаментальная наука должна выйти за рамки сложившегося метода исследования с целью дальнейшего плодотворного развития, вобрав достижения "ненаучной" формы знания, Гейзенберг отмечал, что новейшая область естествознания - теоретическая физика, "во многих своих чертах затрагивает весьма древние тенденции мышления" [1], что она "на новейшей основе приближается к некоторым (даже основным - замечание автора) из древнейших проблем". "Вероятно, в порядке общего предположения, можно сказать, что в истории человеческого мышления наиболее плодотворными часто оказывались те направления, где встречались два различных способа мышления". И далее.' "Если они действительно встречаются, если по крайней мере они так соотносятся друг с другом, что между ними устанавливается взаимодействие, то можно надеяться, что последуют новые и интересные открытия" [1].

В последние несколько десятилетий (начиная приблизительно с 70-х годов) попытки установления взаимодействия древних и современных традиций уже проводились. Достаточно назвать имена исследователей Фритьофа Капра, Дэвида Бома, X. Стэппа и др. [2-4]. Выработан даже особый термин - "тезис параллелизма"-для обозначения, с одной стороны, равноправия, а с другой, - внутренней связи картины мира современной физики и взглядом на мир, выражаемым мистическими учениями, в частности, доктринами Востока, имеющими многотысячелетнюю историю. Подобные процессы дали возможность профессору Рестиво заявить: "Тезис о существовании параллелизма между физикой и мистицизмом... стал важным интеллектуальным направлением на стыке науки и религии, богословия и мистицизма" [5].

Мистическая традиция фактически не ограничена конфессиональными рамками. Многообразие учений представлено как древнеиндийскими учениями (санкхья, йога, веданта Шанкары и Рамануджи), древнекитайскими учениями (даосизм Лао-Цзы и Чжуан-Цзы), софийским течением в мусульманстве, так и учениями древней Грецией (орфики, Платон, неоплатоническая школа). Развитая мистика сформировалась внутри восточного и западного христианства (ее представители: Ориген, Августин, Григорий Палама и др.), а также примыкающего к нему гностицизма. Можно говорить и о мистиках средневековья (Альберт Великий, Раймонд Луллий, Экхарт), сочетавших традиции мистики древнееврейской (Каббала), древнеегипетской (герметизм) и христианской.

Для ученых из столь богатого наследия особенно привлекателен буддизм, потому что интересующиеся мистикой Востока находят в нем (особенно в позднем буддизме) учение, синкретизировавшее собственно буддийские идеи, идеи шести даршан (древнеиндийских школ, базирующихся на Ведах и Упанишадах) и китайское учение о Дао (в варианте Дзэн-буддизма); все это делает буддизм учением универсальным, концентрирующим и выражающим восточную мысль наиболее полно. Кроме того, замечено, что многие системные понятия науки, такие как пространство, время, элементарные частицы, истинность, ложность, знание, опирающиеся, с одной стороны, на математику и логику, а с другой - на опытную базу, имеют свои аналоги в древневосточных учениях, большей частью основывающихся на медитативном "непосредственном постижении". А из всех этих учений именно буддизм имеет наиболее развитый категориальный аппарат, близкий к традиционно научному. Буддизм Махаяны сочетает в качестве методов постижения мистическую практику (типа йогической) и строгую логику (типа школы ньяя). Отточенная в полемике буддийская логика получила весомые результаты в процессе своего совершенствования, при этом способы ее логического конструирования столь самобытны и оригинальны, что ставят европейских исследователей перед сложнейшими проблемами. Строгую логику буддисты использовали, в основном, для отстаивания своих взглядов, тогда как в индивидуальном познавательном процессе они использовали медитативное сосредоточение, результаты которого не вполне представимы в языке. Отметим, что такой подход близок и современным ученым, хотя это и не афишируется, и методика науки считается строго рациональной. Физику или математику, занимающемуся сложной проблемой, часто становится неожиданно ясен ответ на поставленные вопросы: физик устанавливает механизм какого-то природного процесса, математик формулирует теорему. Сами они вполне уверены в истинности информации, открывшейся им в "просветлении". Но чтобы передать полученный результат (а физику необходимо еще и математически оформить его), и убедить в его правильности тех, кого "просветление" не постигло, им приходится формировать доказательство - логический мостик над некой пропастью, которую сами исследователи просто перепрыгнули. Отличие состоит в том, что мистик-буддист сознательно приводит в действие механизмы "непосредственного осознания", тогда как ученый, долго "держа в себе" вопрос, "созерцает" его неявно для себя, полагая, что его мышление идет на уровне языка, "внутреннего голоса".

Итак, на преимущественно буддийском примере попробуем разобраться, где находится и в чем состоит то общее, что позволяет взаимодействовать науке и религии, европейскому естествознанию и миросозерцанию Азии, тому, что традиционно мыслилось как взаимоисключающие формы индивидуального и коллективного сознания.

ВСЕЛЕННАЯ КАК ЕДИНСТВО

Чтоб я, невежда, без конца не корчил больше мудреца, а понял бы, уединясь, Вселенной внутреннюю связь.

Гете, "Фауст"

Из сказанного выше очевидно, что связь между наукой и мистикой трудно уловить, если считать наукой проведение экспериментов и измерений, или, в принятой в статье терминологии, средством получения феноменологических знаний. Но науку, в контексте общего стремления человека к фундаментальному Знанию, следует считать, в широком смысле, путем к пониманию Реальности, окружающей человека (природы, Космоса, Вселенной). Феноменологическое знание чаще всего предполагает прагматическое овладение феноменом, вещью, явлением; введение предметов мира в круг человеческих орудий, пресуществление явлений природы в дополнительные "органы" человека. Понимание же мира, означает нечто иное, а именно, - осознание мира с целью (хотя и не всегда выражаемой) осознания собственно места человека в мире. Это одна из причин, по которой знание фундаментальное по нашему мнению ставится выше знания феноменологического. Понимание противостоит умению пользоваться, ибо оно выделяет в различающемся общее, и от знания общего всегда можно перейти к частному, зная законы его формирования. Здесь уже можно отметить первую параллель с буддийскими взглядами, так как вещи этого мира всегда сформированы, т.е. невечны, изменчивы, поскольку находятся в вечном круговороте сансары. Этому частному противостоит общее - Нирвана, единая и неизменная, которая в то же время едина с сансарой, ибо без Нирваны сансара не имеет смысла.

Здесь стоит привести мнение Вольфганга Паули, раскрывающее смысл термина "понимание": "Понимать - это, по-видимому, означает овладеть представлениями, концепциями, с помощью которых мы можем рассматривать огромное множество различных явлений в их целостной связи, иными словами, охватить их". И еще: "Сведение пестрого многообразия явлений к общему и простому первопринципу или... "многого" к "единому" и есть как раз то самое, что мы называем "пониманием". [6].

Можно считать, что фундаментальное знание - истинное Знание - есть знание Единства. Но у самого понятия "единство" множество аспектов. Как эти аспекты раскрываются современной физикой? В сущности, поиски единства - основная задача фундаменталистов. Без единства не мыслится сколько-нибудь достоверное знание о Вселенной. Завершение теории поля предполагается лишь с созданием Теории Великого Объединения, сводящей все возможные взаимодействия, пространство - время и элементарные частицы к одному "полю", которое описывается одним уравнением (его часто иносказательно называют "уравнением Вселенной").

Представление единства, Универсума, Мировой Души естественно для мистицизма, где это называется самым различным образом: Атаман-Брахман, Пуруша, Пракрити, Кширодакашайи-Вишну, Дхармакайя (Космическое Тело), Дао. Мистицизм, собственно, по Дэвиду Бому и есть не что иное, как "ощущение непосредственного прикосновения к конечной реальности в ее единстве" [7]. Буддийское мировоззрение имеет специальный термин для обозначения единства (вне придания ему личности) - татхата - "таковость": "Под тем, что есть татхата, подразумевается единство совокупностей всех предметов, великое целое, охватывающее всё" [8].

Какими бы тонкостями ни отличались понятия "знание" (понимание), данные физиками и мудрецами Востока, следует заметить, что для буддистов и индуистов одно из проявлений их высшей цели - стать знающими единство и взаимную связь всех вещей.

Обратимся к физике. Попробуем разобраться, что означает слово "единство" в контексте его применения ко Вселенной. Нетрудно видеть, что даже сам факт применения одного слова "Вселенная" к многообразию окружающих нас вещей, событий, явлений, какими бы они ни были по величине, удаленности, силе взаимодействия между собой и с нами, подспудно означает заложенное представление о единстве. Таким образом, вопрос, имеет ли понятие единства отношение к реальности, означает, имеет ли смысл такое понятие как "Вселенная". Иначе, означает ли "единство" просто нечто прагматичное, удобное, аналогичное применению к множеству одного слова "множество", означает ли языковый монизм существование соответствующего ему онтологического (и даже метафизического) единства? Строго говоря, в этом вопросе заключается как минимум две древнейшие философские проблемы - связь Единого и Многого (см. диалог "Парменид" Платона) и полнота отражения реальности в языке и их взаимодействие.

Поскольку этот вопрос адресован физике, следует указать, какие предпосылки для монистического рассмотрения она нам дает (конечно, внутри себя самой, помимо того, что в ней уже делаются попытки подобного рассмотрения, типа упомянутой выше теории Великого Объединения). Отрицать множественность нам позволяет тот факт, что законы физики, выводимые с помощью наблюдений и экспериментов в "земных условиях", т.е. в условиях какойто одной части Вселенной, удачно экстраполируются на другие ее области, что подтверждается астрофизическими исследованиями. Это позволяет говорить о присущих обозримому миру свойствах однородности и изотропности; наблюдается подобие свойств и принципов функционирования различных частей Вселенной. Конечно, подобное единство является внешним, единством в феноменальных проявлениях, а значит, оно должно быть подчиненным более глубокому, внутреннему единству, фундаментальному единству (по характеру) и единству в фундаменте (по проявлениям). Действительно, существуют зависимости между локальными объектами и совокупностью всех других объектов во Вселенной.

Один из механизмов, устанавливающий подобную взаимосвязь, получил название принципа Маха (по имени известного физика и философа Эрнста Маха). Еще раньше был известен первый закон Ньютона, утверждающий относительный характер равномерного движения. Э. Мах включил в категорию относительных явлений (естественное расширение) ускоренное движение. Конечно, если принять подобное предположение, то приходится объяснять, каким образом появляются силы инерции, явно отличающие равномерное движение от ускоренного, и тем более, вполне неиллюзорные эффекты, возникающие благодаря существованию этих сил, например, изменение формы (сплющивание вдоль оси) симметричного тела вследствие его вращения. (Эффект проявляется и в случае Земли - так называемое экваториальное утолщение). Предложенный Махом ответ достаточно оригинален - "ответственность" за силы инерции он возлагает на удаленные звезды, т.е. природа инертных свойств какого-либо предмета обусловлена всей Вселенной, так как ни один объект невозможно исключить из рассмотрения. Для Маха вопрос о конкретном процессе, лежащем в основе упомянутого влияния, оставался открытым. Однако, если принять во внимание вскрытый Эйнштейном принцип эквивалентности инерции и гравитации, то принцип Маха означает, что масса - неотъемлемое свойство каждого тела - является следствием его гравитационного взаимодействия со всеми телами Вселенной, т.е. "наводится" всей Вселенной. Естественно, само тело также участвует в подобном наведении массы для всех других тел.

Еще одно свидетельство единства локального и глобального дает квантовая теория поля. В теории магнитных зарядов - монополей (расширение традиционного электромагнетизма, в котором рассматриваются только электрические заряды), Дирак указал, что существует определенная связь между величиной заряда и фундаментальным зарядом электрона. Важно, что если во Вселенной существует только один монополь, этого уже достаточно, чтобы все электрические заряды были квантованы со значением заряда электрона. Здесь конкретная характеристика многого вполне определенно зависит от состояния одного малого объекта.

Рассмотрим один пример, связанный с проблемой времени. Известно, что волновые уравнения электромагнитного поля, выводимые из уравнений Максвелла, допускают возможность распространения электромагнитных волн в обратном временном направлении. То есть помимо запаздывающих волн, появляющихся в различных точках пространства с определенным запаздыванием, после испускания источником, существуют волны опережающие, которые удалены во времени от источника раньше, чем произошло само излучение. Существование опережающих волн может отвергаться либо по причине непризнания объективной "пространственной" протяженности времени, либо по соображениям так называемого "здравого смысла". В связи с этим встал вопрос, как совместить теоретическое, несомненно правильное предсказание существования опережающих волн (например, приходящих из будущего) с отсутствием их наблюдения. При исследовании этого вопроса Дж. Уилером и Р. Фейнманом были получены неожиданные следствия. Опережающие волны при столкновении с заряженными частицами порождают вторичные волны, половина которых, по-прежнему, будет опережающими, а другая половина - "нормальными", запаздывающими и т.д. Вторичные запаздывающие волны распространяются во времени навстречу первичным опережающим волнам, поэтому они будут создавать эхо в источнике первичных волн в момент излучения. При этом интенсивность эха равна интенсивности первичного сигнала при условии нахождения во Вселенной большого числа зарядов, так что Вселенная непрозрачна для электромагнитного излучения (это соответствует условиям нашей наблюдаемой Вселенной). В случае, когда эхо сталкивается с первичной волной во всем пространстве, они находятся в противофазе, а значит, "гасятся". Конечная ситуация выглядит так, как если бы никаких опережающих волн не было. Этот результат означает, что электромагнитное излучение одной частицы и Вселенной в целом неотделимы друг от друга, как бы ни были разнесены в космическом пространстве источники волн. Оригинально здесь то, что именно внутренняя связь между целым и его частями приводит к существованию реального временного направления.

Интересным свойством объектов, относящимся к проявлению единства, является их нелокальность. Нелокальность означает, что объекты, занимающие то или иное положение в пространстве, в силу определенных причин действуют согласованно, подобно одному объекту. Возможный вид нелокальности рассматривается в общей теории относительности. Так как любое массивное тело окружено гравитационным полем, бесконечно убывающим на сколь угодно большое расстояние, а гравитационное поле представляет собой область искривленного пространства - времени, то в общей теории относительности, и тем более в геометродинамике, где искривленное пространство - время вообще отождествляется с материей, массивный объект представляется занимающим объем всей Вселенной. При этом различные тела перекрывают друг друга, образуя единый фон.

Несомненно, рассмотренные эффекты могут свидетельствовать о целостности Вселенной, но все же это вполне конкретные, частные процессы. Необходимо рассмотреть нечто более общее, служащее основанием самого существования этих процессов, прежде чем можно будет окончательно подтвердить, что "С самого начала реальным было только Существование, единое и неделимое" [9]. Подобным основанием может служить квантовая теория.

ЕДИНСТВО КАК "БЕСПРИЧИННАЯ СЛУЧАЙНОСТЬ"

... оно выглядит странным,

и оно выглядит очень странным,

и как вдруг оно уже не выглядит странным ни в коей мере, и вы не можете понять, что же сначала делало его странным.

Гертруда Стайн [10]

В эпиграфе имеется в виду современное искусство, столь неоднозначно воспринимаемое. Новые научные теории в этом смысле ничуть не отстают от произведений искусства и это закономерно, ибо процесс фундаментального научного творчества не слишком отличается от творчества художественного. В настоящее время квантовая теория уже не столь нова, хотя и продолжает разрабатываться. Тем не менее, то, что более чем полвека назад говорил о "странности" новой тогда теории Нильс Бор все еще является актуальным. В своем знаменитом высказывании о "безумной теории" он уловил характерную связь между достаточной степенью безумности и верностью теоретических изысканий. Древних даосов также обвиняли в безумности их речей, тогда как в них на самом деле содержалась истина.

Квантовые истины облечены в безупречно строгую форму математического языка, но осознание их на уровне языка обыденного не всегда результативно. Однако содержание квантовой теории уже не было новым в начале XX века.

Буддийское учение Махаяны создало последовательную "теорию дхарм" и увязанную с ней теорию пустоты - "шуньяваду". Эти теории удивительно схожи не только с квантовой механикой, но и с квантовой теорией поля - гордостью современной физики. В контексте исследования Единства, квантовая теория может дать самые сильные аргументы в его пользу. Как будет показано далее, в квантовой теории редукционизм (определенный выше) похоронил сам себя. При дальнейшем движении вглубь с целью обнаружить "кирпичики" - строительный материал Вселенной, "пол" смыкается с "потолком", и первосубстанция оказывается неразрывно связанной с Космосом. Именно квантовая теория позволяет физике осознать идею единства как отсутствие изолированных сущностей, как постоянное состояние, в котором "твердые очертания индивидуальности плавятся" [11].

Я полагаю, что можно провести явную параллель между элементарными частицами квантовой физики и буддийскими дхармами или дхаммами (первое название на санскрите, второе - на палийском). Именно идея дхарм определяет постижение универсума как "космического Океана" исчезающе малых частиц, элементов. Розенберг даже писал, что "Понятие "дхармы" буддийской философии имеет столь выдающееся значение, что система буддизма в известном смысле может быть названа теорией дхарм." [12]. (Термином дхарма буддисты обозначали и свое учение, впрочем, как и термин квантовая физика происходит от слова "квант").

Конечно же, однозначно отождествлять дхарму и элементарную частицу нельзя, так как термин "дхарма" существенно неоднозначен.

Это и составной мельчайший элемент мира, и субстанциальный носитель одного элемента, иногда - это некоторое качество определенного события, само событие, явление; в своем внешнем проявлении, дхарма - это Нирвана (не менее сложное понятие), и наконец, "дхарма" означает что-либо истинное, реальное, в противоположность нереальному (впрочем, доказывается и нереальность самих дхарм). Возможно, столь тесное сведение "под одну крышу" многих понятий для буддизма не случайно, а выражает единство, единосущность всех аспектов бытия, а при сопоставлении с "элементарной частицей" лишь расширяет горизонты физики, а не уводит от близости сопоставляемых учений.

Излагая содержание трактата Васубандху "Абхидхармакоша" (энциклопедии буддизма), Щербатский отмечал: "Формула буддийского кредо (i.e. dhamma), которая содержит короткие утверждения о сущности и духе буддизма, декларирует, что Будда открыл элементы существования, их каузальную связь" [13].

Следует подчеркнуть, что дхарма существует в исчезающе малом промежутке времени - "кшане", поэтому для выяснения свойств мира, строящегося из дхарм, а также свойств самих дхарм, проблема каузальности, причинности очень важна. Это превосходно понимали сами буддисты: "Среди всех драгоценностей буддийской философии, теория причинной связи - самая драгоценная." [7]. Конкретная величина минимального момента времени - кшаны - исчислялась различно, но была сравнима с современным значением планковского времени-около 10^-43с!

Мгновенность и причинная связь дхарм определяют специфику проблемы субстанции Вселенной - пока рассмотрение идет на уровне дифференциации, ни о какой субстанции, глобальной первоматерии не может идти речи. Значение субстанции проявится лишь в целостном рассмотрении. Вне явно выраженного единого рассмотрения мир представляет собой поток ("сантану") исчезающих и появляющихся элементов - дхарм. Объединяет этот поток связь причинности - фундаментальная взаимозависимость всех дхарм - так называемый закон Взаимозависимого Происхождения ("пратитья - самутпада"). В силу этого закона существование потока есть синоним самого существования. В подтверждение этого Щербатский цитирует буддийский текст: "Все реальные силы мгновенны. Но как может предмет, абсолютно не имеющий длительности, тем не менее иметь время, чтобы что-либо производить? Это происходит потому, что существование - не что иное, как действие, то действие, которое мы называем производящей причиной" [8].

Внутри закона Взаимозависимого Происхождения буддисты рассматривают различные условия взаимосвязи дхарм, благодаря которым отдельные элементы потока бытия могут создавать мгновенные комбинации, образуя то или иное событие, создавая последовательность таких событий. Естественно, если постулировать с самого начала непостижимость и невозможность передать сущность каждой единичной, отдельно взятой дхармы, то мы не можем задавать последовательность событий жестким законом (индетерминизм буддийской философии). В противном случае пришлось бы выделить из бесконечного числа дхарм одну "изначальную" и придать ей статус "часовщика", определяющего дхармическую цель.

Поэтому вместо "предписания" одной дхармой содержания и образа действий следующей

дхармы, буддийское учение предусматривает принцип "непрепятствия" -

любая дхарма, появляясь и исчезая, не препятствует появлению следующей

за ней и т.д. Отрицая существование одной дхармы, обладающей более

высоким онтологическим статусом по отношению к остальным, тем не

менее, Взаимозависимое Происхождение по закону непрепятствия позволяет

считать каждую дхарму причиной всех остальных и, с другой стороны,

считать саму ее обусловленной существованием полного множества дхарм.

На другом языке излагает подобное квантовая механика. У обнаруженных в опытах Резерфорда электронов были установлены странные для частиц свойства, близкие к свойствам волновой материи - света. Для света в опытах Планка (приблизительно в то же время) было обнаружено свойство разделенности на минимальные "дозы" - кванты, частицеподобные свойства которых были подтверждены в опытах по фотоэффекту Эйнштейна - так было установлено существование частиц света - фотонов. Интерпретация этих явлений на первый взгляд затруднительна. Так, например, явление интерференции легко объяснимо с позиции электромагнитной теории. Но если предположить, что свет - это последовательность фотонов, то факт интерференции не ясен, особенно если интерференция имеет место и в случае единственного фотона! Аналогичные явления наблюдаются, если рассматривать и другие элементарные частицы - электроны, ядра атомов и т.п. (например, опыты Дэвиссона и Джермера. 1927 г.). Стремление объяснить эти явления заставило физиков-теоретиков ввести волновые функции (Пси-функции), подчиняющиеся определенным волновым уравнениям и описывающие элементарные частицы. Определенный субстанциальный смысл в эти функции вкладывает существование дуализма фотонов, "частиц-волн" электромагнитного поля, характеристики которого как поля могут быть измерены ("наблюдаемы"). Но для Пси-функций наблюдаемы лишь квадраты их амплитуд (Пси квадрат) в виде вероятности обнаружить движущийся электрон или альфа-частицу и т.д. в определенном участке пространства (по М. Борну). Здесь уже выступает на первый план проблема причинности: если в классическом движении мы можем представить себе детерминированность, определяемость

каждого последующего условия предыдущим, то в данном случае нельзя провести границу между различными положениями электрона в различные моменты времени. Мы имеем право лишь говорить об исчезновении электрона в одной точке, затем его появлении в другой, исчезновении в ней и т.д. В случае опыта Юнга невозможно интерполировать непрерывной кривой различные наблюдаемые положения. В случае набора тождественных электронов в пучке, излучаемом на щели, нет ни малейшей возможности отметить индивидуальность каждого электрона, а значит, можно считать, что в локальных точках появляются и исчезают как одни и те же, так и различные электроны. Отсутствие определенной зависимости положений друг от друга допускает и интерпретацию, согласно которой электроны, измеренные в различных точках, существуют мгновенно, т.е. не существует электрона, который может и исчезнуть, и появиться.

Таким образом, процесс "пратитьи - самутпады" фактически идентичен процессу движения элементарной частицы. Академик Марков [14] приводит следующий пример. Пусть ставится эксперимент с колеблющейся частицей. В классической физике, если проведено измерение, показавшее определенное положение частицы (допустим, нуль системы координат), то в последующих измерениях, проводимых через период колебания, положение частицы будут теми же. Возможные несовпадения имеет место из-за возмущений, вызванных процессом измерения, и хотя описываются вероятностно, все же причинно объяснимы. В квантовой физике измерения всякий раз будут давать несовпадающие результаты, хотя и не абсолютно хаотичные, а описываемые определенной вероятностной функцией распределения; математически этот результат означает, что квантовая случайность не имеет причинного объяснения. "Здесь случайность... возникает не в форме непознанной необходимости, а в форме случайности, так сказать, "абсолютного шанса", "беспричинной случайности" [14].

Обратим внимание на то, что закон непрепятствия дхарм фактически то же самое, что "беспричинная случайность" квантовых состояний. Наличие же в этой случайности законов распределения (связанных с Пси-функцией) подобно образованию из дхарм - "элементов - событий", мгновенных комбинаций, последовательностей, и далее, внешнее абсолютно не случайных макрособытий, описываемых в физике классическими законами, законами причинности. Еще один аспект этой проблемы (проблемы целостного описания), в котором выявляется истинный порядок, а не иллюзорно-классический, это так называемая фейнмановская интерпретация квантовой механики. В ней процесс случайного "появления - исчезновения" частиц рассматривается как распространение частицы из конечной точки в начальную по всем возможным путям, т.е. предполагается, что в процессе движения частица находится одновременно повсюду (уже упоминавшаяся нелокальность). Владимиров [15] расширил это представление, предположив, что распространение по всем путям происходит и внутри каждого из путей, рассматриваемых в фейнмановском

варианте. Подобные представления окончательно лишают элементарную частицу сущности, сохраняющейся в процессе движения и могущей быть локализованной (самой по себе). Каждое мгновенное состояние, т.е. "дхарма" частицы, связано со всеми ее "представителями" в других точках пространства, а если имеются и другие частицы, то связь пронизывает все и вся.

В поисках единства, находя различные связи между множественными мировыми объектами и постепенно лишая их ложной индивидуальности, следует обратить внимание на явление неравенства целого простой сумме своих частей. В классической физике основополагающими являются законы суперпозиции: скорость тела в одной системе отсчета при его движении относительно другой системы определяется как сумма скорости этого тела в "своей" системе отсчета и скорости движения самой системы отсчета; напряженность поля нескольких источников определяется как сумма напряженностей полей каждого источника в отдельности и т.д. Новая физика вводит в проблему суммирования частей нелинейность. Специальная теория относительности изменила закон сложения скоростей. Квантовая механика обнаружила, что Пси-функция множества частиц не равна сумме Пси-функций каждой из этих частиц. При изучении объектов порознь нельзя предсказать те свойства, которые появятся в их совокупности. Так, атом не состоит из элементарных частиц, не строится из них. Элементарные частицы как конкретные "личности" исчезают, "растворившись" в новом объекте - "атоме". Это еще один пример принципа непрепятствия: атом, вполне квантовый объект (значит, также и "дхарма"), заменил собой исчезнувшие дхармы электронов, протонов, нейтронов. Как было отмечено, понятие дхармы одинаково применимо к тому, что для "непросветленного" сознания есть "строительные блоки", а также и к тому, что из них "построено". Характерно высказывание Фейнмана, что "у нас нет двух миров, квантового и классического, нам дан один - единственный мир - и он квантовый"'. В этом смысле закон Взаимозависимого Происхождения одинаково применим и к событиям микромира, и к событиям макро- и мегамиров, как к движению лептонов, так и к человеческим действиям и эволюции Вселенной.

В связи со всем сказанным выше стоит привести высказывание Нагарджуны: "Вещи получают свое бытие и природу из взаимозависимости, и сами по себе есть ничто" [16]. Другую, также емкую и образную характеристику подобному способу мышления дают Эйнштейн и Инфельд: "Квантовая физика имеет дело только с совокупностями, и ее законы суть законы для толпы, а не для индивидуумов" [17].

Здесь перед нами встает очень тонкая проблема - проблема реальности - ведь если мы рассматриваем коллектив сущностей, то в их взаимодействии отчуждается уникальность каждой из них, а это дает повод рассматривать каждую из сущностей в отдельности как нереальную и несуществующую. Тут мы подошли к рассмотрению важнейших сторон Единства - его субстанциональности и реляционности. Как физика, так и буддизм одинаково представляют себе обе эти стороны. Реляционная сторона означает подчеркивание связей и взаимодействий, а через это - введение целостного подхода. Гейзенберг определил, например, что "... мир проявляется как сложная ткань событий, в которой разного рода связи изменяются, перекрываются, комбинируются и тем определяют структуру целого"' [1]. Субстанциальное единство означает, что целое вводится через разрушение отдельных форм - множественность проявляется в многоформности одной сущности и эта единосущность, как первоматерия, и есть то, что объединяет объекты мира: здесь единое - это самодействующее поле. С реляционных позиций, несуществование отдельной частицы означает ее невыделимость как независимо существующей и не подлежащей анализу сущности из системы взаимоотношений с другими, ей подобными, частицами, так как она сама есть эта система взаимоотношений. Никакие параметры, связанные в нашем представлении с частицей "самой по себе", не могут быть определены.

Попытка преодолеть "собственную" нелокальность частиц, связанную с принципом неопределенности Гейзенберга, запрещающим одновременно точно узнать местоположение и импульс частицы, приводит в случае так называемого парадокса Эйнштейна - Подольского - Розена к еще большей нелокальности. При рассмотрении двух мгновенно взаимодействующих частиц можно измерить импульс одной из частиц по величине импульса другой. Внешне, если измерять импульс одной частицы, а для другой измерять координату, то для последней частицы мы узнаем и импульс, и координату точно, так как принцип неопределенности по координате будет распространяться только на первую частицу, поскольку никакой связи между частицами после взаимодействия нет. Но в опытах А. Аспека (1980-е годы) было отмечено, что, несмотря на отсутствие взаимодействия, между частицами существовала "внутренняя корреляция", "размазывающая" координату второй частицы при измерении первой. Таким образом, две частицы, не связанные друг с другом, ведут себя подобно одной частице. По-видимому, у частицы нет собственных характеристик типа координаты или импульса, пока на нее не воздействует измерительный прибор (также являющийся собранием квантовых частиц). Это явно перекликается со свойством "невыразимости" дхармы, взятой вне сравнения, в отдельности. Характеристики же, полученные при измерении, принадлежат не самому измеряемому объекту, а скорее, процессу измерения. Бор так выразился по этому поводу: изолированные материальные частицы "... представляют собой абстракции, поскольку их свойства, согласно квантовой теории, доступны наблюдению и определению только при их взаимодействии с другими системами" [18].

ЛИТЕРАТУРА

1. В. Гейзенберг, Физика и философия. Часть и целое, Москва (1990).

2. Capra Frityof, The Tao of Physics, Boulder, Shambala (1975).

3. Д. Бом, Квантовая теория, Москва (1965).

4. Н. P. Stapp, "S-matrix interpretation of quantum the - ory", Phys. Rev., 36, 1303 - 1320 (1971).

5. S. P Restivo, "Parallels and paradoxes in modem physics and Eastern mysticism", Soc. Stud. Sci., 8(2), 143-181 (1978).

6. Цит. по: В. Гейзенберг, Физика и философия. Часть и целое, Москва (1990).

7. "Математика - волшебное зеркало ученого. Диалог Рене Узбер с Дэвидом Бомом", Наука и религия, № 6, (1989).

8. Th. Stcherbatsky, "Buddhist Logic", Индоевропейский симпозиум no проблеме реальности внешнего мира. Vol. I, Leningrad (1932), pp. 536-

545.

9. Chandogya-Upanisad, VI, 2, 1-2.

10. Цит. по: Excepta Medico, XX, 175 (1980).

11. D. T. Suzuki, The Essence of Buddhism, Hozokan, Kyoto (1968).

12. О. О. Розенберг, "Проблемы буддийской философии", в кн.: "Введение в изучение буддизма..." (1918).

13. Th. 1. Stcherbatsky, The Central Conception of Buddhism, London (1923).

14, M. А. Марков, О трех интерпретациях квантовой механики, Москва (1991).

15. Ю. И. Кулаков, Ю. С. Владимиров, А. В. Петухов, Введение в теорию физических структур и бинарную геометрофизику, Архимед, Москва (1992).

16. Т. P. V Murti, The Central Philosophy of Buddhism: A Study of the Madhyamika System, Alien and Unwin, London (1955).

17. А. Эйнштейн, Л. Инфельд, Эволюция физики, Москва (1965).

18, Н. Бор, "Квантовый постулат и новейшее развитие атомной теории". Избранные научные труды, Т. 2, Москва (1971).

Гришин Сергей Викторович, научный сотрудник МНТЦ ВЕНТ, аспирпнт Института философии Российской Академии наук

Это статья из журнала "Сознание  и  физическая  реальность"  Т.2,  №1,

1997.

Продолжение в следующем номере

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги Музыка онлайн- видео Партнерская программа
Фильмы Программы Ресурсы сайта Контактные данные

 

 

 

 

Этот день у Вас будет самым удачным!  

Добра, любви  и позитива Вам и Вашим близким!

 

Грек 

 

 

 

 

  Яндекс цитирования Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов SPLINEX: интернет-навигатор Referal.ru Rambex - рейтинг Интернет-каталог WWW.SABRINA.RU Рейтинг сайтов YandeG Каталог сайтов, категории сайтов, интернет рублики Каталог сайтов Всего.RU Faststart - рейтинг сайтов, каталог интернет ресурсов, счетчик посещаемости   Рейтинг@Mail.ru/ http://www.topmagia.ru/topo/ Гадания на Предсказание.Ru   Каталог ссылок, Top 100. Каталог ссылок, Top 100. TOP Webcat.info; хиты, среднее число хитов, рейтинг, ранг. ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки! Русский Топ
Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов KATIT.ru - мотоциклы, катера, скутеры Топ100 - Мистика и НЛО lineage2 Goon
каталог
Каталог сайтов