Буду признателен, если поделитесь информацией в социальных сетях

. Аюрведа - НАУКА  САМОИСЦЕЛЕНИЯ    скачать    6.zip
Пользовательского поиска

Библиотека

12000 книг по непознанному и развитию человека

Аномальное  Глобализация Он и она 2   Секс
Астрал ВТО ОС ДЭИР Ошо и компания Секс 2
Астрал ВТО ОС 2 Здоровье Пси Сознание
Астрология Здоровье 2 Пси 2 Таро и хироманития
Аюрведа Йога Психология Успех
Бизнес Йога 2 Психология 2 Фен-шуй
Боевое  Магия Развитие Философия
Боевое 2 Магия 2 Развитие 2 Эзотерика
Вегетарианство Масоны Рейки  Эзотерика 2
Восток НЛП Религия

900 идей своего бизнеса

Гипноз Он и она Русь

 

Информационный портал астролетчиков АСТРАЛЬНЫЙ ПАЛОМНИК

КРУПНЕЙШАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА РУНЕТА

ПО НЕПОЗНАННОМУ И РАЗВИТИЮ ЧЕЛОВЕКА

!!! НОВИНКИ НА КАЖДОЙ СТРАНИЦЕ !!!!

 

ВХОД

В ПОРТАЛ

Все материалы упакованы с использованием архиваторов zip и rar

 

 

 

Если в течении 10 сек. не открылось окно загрузки , нажмите ссылку  

Аюрведа - НАУКА  САМОИСЦЕЛЕНИЯ   

скачать    6.zip

Практики

Музыка

Фильмы

Интернет-сервис Россия

Аудиокниги полезные

Аудиокниги художественные

 

Интернет-сервис Украина

 

Хочу сказать СПАСИБО  создателю этого сайта

 

Это будет интересно жителям Украины

 

скачать всю библиотеку одним xls-файлом

 
Hosted by uCoz
-->
 
Hosted by uCoz
-->
 
Hosted by uCoz
-->
 
Hosted by uCoz
-->
 

Фрагменты из произведения  (по ссылке вы можете скачать это произведение в архиве в полном объеме)

 

АЮРВЕДА

НАУКА  САМОИСЦЕЛЕНИЯ

 

 

ДРЕВНЕЙШИЕЕ  ЗНАНИЕ

О ПРИЧИНАХ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ  БОЛЕЗНЕЙ

И  МЕТОДАХ  ИХ  ЛЕЧЕНИЯ

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

1992


 

Оглавление

Вступление………………………………………………………………………………………...      4

Глава 1. История и философия………………………………………………………………...        5

Предмет науки…………………………………………………………………………..       6

Аюрведа и потенциал человека………………………………………………………...       7

Аюрведа, Йога, Тантра………………………………………………………………….      7

Аюрведа и западное мышление………………………………………………………..       7

Глава 2. Пять элементов и человек…………………………………………………….……...       8

Человек как микрокосмос………………………………………………………………       8

Чувства…………………………………………………………………………………...      9

Глава З. Строение человека……………………………………………………………….……       10

Понятие тридоши………………………………………………………………………..       12

Определение индивидуальной конституции строения человека…………………….          13

Вата конституция………………………………………………………………………..       13

Питта конституция……………………………………………………………………...       14

Капха конституция……………………………………………………………………...        14

Ментальная конституция……………………………………………………………….        16

Глава 4. Процесс болезни……………………………………………………………………….       16

Классификация болезней……………………………………………………………….        17

Предрасположенность к болезням……………………………………………………..       17

Агни - ключ к здоровью или болезни………………………………………………….        18

Подавленные эмоции…………………………………………………………………...        18

Три мала………………………………………………………………………………….      19

Семь дхату……………………………………………………………………………….      21

Глава 5. Качества…………………………………………………………………………………      23

Глава 6. Диагностика…………………………………………………………………………….       25

Определение лучевого пульса………………………………………………………….       25

Языковая диагностика…………………………………………………………………..       29

Лицевая диагностика……………………………………………………………………       32

Губная диагностика……………………………………………………………………..       32

Ногтевая диагностика…………………………………………………………………...      33

Глазная диагностика…………………………………………………………………….       34

Глава 7. Лечение……………………………………………………………………………….…      35

Эмоциональное освобождение…………………………………………………………        36

Панча карма……………………………………………………………………………...      36

Терапевтическая рвота………………………………………………………………….      36

Слабительные (Виречан)……………………………………………………………….       37

Клизма (Басти)…………………………………………………………………………..      38

Прием лекарств через нос (Насья)……………………………………………………..      39

Кровопускание (Ракта Мокша)………………………………………………………...        40

Временное облегчение………………………………………………………………….       41

Глава 8. Диета…………………………………………………………………………………….       41

Пост………………………………………………………………………………………      42

Витамины………………………………………………………………………………..       43

Глава 9. Вкус……………………………………………………………………………………...       45

Раса, Вирья, Випак………………………………………………………………………       45

Глава 10. Образ жизни и режим………………………………………………………………..      52

Советы для творческой и здоровой жизни. Режим…………………………………...        52

Диета и пищеварение…………………………………………………………………...        53

Физическая гигиена……………………………………………………………………..       53

Гигиена ума……………………………………………………………………………...       54

Глава 11. Время…………………………………………………………………………………...      54

Солнце и Луна…………………………………………………………………………...       55

Астрология………………………………………………………………………………       55

Периоды человеческой жизни………………………………………………………….       55

Глава 12. Долголетие…………………………………………………………………………….       57

Йога………………………………………………………………………………………      59

Дыхание и медитация…………………………………………………………………...       59

Мантра…………………………………………………………………………………...       60

Медитация……………………………………………………………………………….       60

Массаж…………………………………………………………………………………...      61

Глава 13. Лекарства……………………………………………………………………………...       63

Кухонная аптека…………………………………………………………………………       63

Металлы………………………………………………………………………………….      69

Драгоценности, камни и цветовая терапия……………………………………………         70

Календарь камней в соответствии с месяцем рождения……………………………...      70

Употребление драгоценностей…………………………………………………………        71

Цвет………………………………………………………………………………………      72

Приложения

1. Пищевые противоядия……………………………………………………………….        74

2. Первая помощь при лечении………………………………………………………...        75

3. Рецепты………………………………………………………………………………..      77

Словарь…………………………………………………………………………………………….      78


 

Вступление

На создание этой книги автора вдохновила твердая вера в то, что Аюрведа должна быть принята Западом в виде простого практического метода. До этого Аюрведа считалась на Западе эзотерической наукой. Тем не менее, это простая, практическая наука о жизни, она содержит универсальные принципы, применимые в повседневной жизни каждого человека. Аюрведа повествует о каждом элементе, о каждой грани человеческой жизни, предлагая метод, опробованный и отточенный веками теми, кто искал великую гармонию, мир и долголетие.

Знания, содержащиеся в этой книге, должны представить значительную ценность для читателя. Наука Аюрведа основана не на постоянно меняющихся научных изысканиях, а на вечной мудрости риши, которые через религиозный самоанализ и медитацию восприняли эту науку, выражающую Космическое Сознание. Аюрведа - это вневременная наука, и есть надежда, что все изложенное здесь пригодится читателю во всех случаях его жизни.

Аюрведа говорит о восьми основных разделах медицины: педиатрии, гинекологии, акушерстве, офтальмологии, геронтологии, отоларингологии (ухо, горло, нос), обычных лекарствах и хирургии. Каждая из этих медицинских дисциплин рассматривается согласно теории пяти элементов (эфир, воздух, огонь, вода, земля); теории тридоша, или трех составляющих тела; семи дхату, или тканей тела; трех мала (моча, стул, пот) и триады жизни - тело, ум и духовное сознание. Эти понятия полностью освещены во вступительной части.

Эта книга в основном излагает обычный взгляд Аюрведы, включающей и технику исследований, и диагностику, и лечение, и содействие долголетию, употребление лекарственных трав и другие аспекты, необходимые повседневно для поддержания здоровья.

Вместе с тем, интересующийся основами Аюрведы, как сокровищницы древнего знания, и сегодня должен изучать писания таких аюрведических мудрецов, как хирург Сушрута, который создал классический труд по хирургии более 2000 лет тому назад (Сушрута Самхита), а также обращаться к трудам современных аюрведических врачей. Писания Сушруты содержат впечатляющие предвидения многих аспектов современной медицины. Среди многого другого он детально описал посмертное анатомирование и пластическую хирургию, что вошло в практику лишь спустя века и является основой современной пластической хирургии. Сушрута усовершенствовал технику скрепления поврежденных костей при помощи гвоздей, определил жизненно важные точки тела - марма, которые связаны с жизненно важными органами. Внешняя травма этих точек ведет к серьезным и даже фатальным последствиям. Среди многих других открытий Сушрута изобрел особый метод кровопускания для исцеления болезней крови.

Из этого краткого вступления должно быть ясно, что мы можем многому научиться у древних аюрведических учителей.

Мудрость Аюрведы записана на санскрите, древнем языке Индии. Поэтому автор иногда применяет санскритские термины для объяснения обычных аюрведических понятий, не имеющих эквивалента в английском языке. Каждое такое слово при первом появлении в тексте содержит ясное и простое объяснение.

Это - первая книга автора, и он хочет выразить благодарность своим наставникам в Аюрведе, особенно Вайдья Б. Н. Наналу, Тилакской Аюрведической школе медицины Махавидхьялайя, где автор учился и позже был назначен там лектором и профессором медицины, также Аюрведической школе Сетх Тарачанд Рамнатх, где автор получил практические навыки врачевания и где он позже работал директором. Он также благодарит своих студентов и друзей, чья любовь, сочувствие и поддержка вдохновили его написать эту книгу. Он также благодарит читателя, который своей приверженностью к знаниям, своим постепенным возвышением откроет себя науке Аюрведе в том ее виде, как она представлена на этих страницах.

Доктор Васант Лад.   Санта Те, Нью Мексика.   Январь 1984


 

Глава 1.  История и философия

Аюрведа включает в себя не только науку, но также религию и философию. Мы употребляем слово «религия» для обозначения веры и дисциплины, способствующих такому состоянию бытия, в котором двери восприятия открыты всем планам жизни. Все жизненное путешествие рассматривается Аюрведой как священное. Слово «философия» означает любовь к истине; и по Аюрведе истина является бытием, чистым существованием, источником всей жизни. Аюрведа является наукой об истине, как она выражена в жизни.

Вся аюрведическая литература основывается на философии творения Санкхья. (Слово Санкхья состоит из двух санскритских слов: сат - истина и кхья - знание). Мы просим читателя открыть ум и сердце философии Санкхья, ибо она неразрывно связана с Аюрведой.

Древние риши (самореализованные личности) обнаружили истину путем религиозной практики и дисциплины. Посредством интенсивной медитации они проявили истину в своей жизни. Аюрведа - это наука о повседневной жизни, и эта система знания развивалась благодаря философским и религиозным прозрениям риши.

Постигая связь между человеком и Вселенной, они познали, как космическая энергия проявляется во всех живых и неживых созданиях. Они также осознали, что источником всего сущего является Космическое Сознание, которое проявлено в виде мужской и женской энергии - Шива и Шакти.

Риши Капила, постигший философию Санкхья, обнаружил 24 принципа[1], или элемента, составляющих материальную природу; а Пуруша, Высший Дух, является 25 принципом.

Пуруша - это мужское начало, а Пракрити - женское начало. Пуруша входит в лоно Пракрити, материальной природы, благодаря Его божественной воле и сознанию формируется все многообразие Вселенной. Высший Дух - Един, но, желая стать многим, Он умножает себя. Таким образом. Вселенная - это дитя, рожденное из лона Пракрити, Божественной Матери. Эта глава, являясь трудной для читателей, не имеющих первоначальных знаний об излагаемом предмете, может быть прочитана с начала, с конца или с любого места, как будет удобно.

Пракрити творит все формы во Вселенной, в то время как Пуруша наблюдает за этим творением. Эта изначальная физическая энергия содержит три характерных признака, модуса - гуны, которые пронизывают всю природу.

Три гуны - это саттва (равновесие, чистота), раджас (движение) и тамас (инерция). Эта триада - основа всего сущего, и в Пракрити гуны находятся в балансе. Когда этот баланс нарушается, возникает взаимодействие гун, порождающее эволюцию Вселенной.

Первым проявлением из Пракрити является Космический Разум, называемый Махат, из которого формируется эго (аханкара). Затем эго проявляется в пяти чувствах (танматра) и в пяти органах действия. Таким образом, с помощью саттвы создается органическая вселенная. Затем это же эго проявляется в пяти основных элементах (бхута), и с помощью тамаса создается неорганическая вселенная.

Саттва-гуна, будучи чище остальных, просветляет и освобождает от несчастий и болезней. Находящийся под влиянием этой гуны обретает счастье и знание. Раджас-гуна (гуна страсти) рождается из неограниченных желаний и вожделений; из-за влияния раджаса человек привязан к действиям и результатам деяний. Следствие влияния тама-гуны - безумие, леность и сон.

Проявление гуны благости можно ощутить, когда все существо освещено знанием, чистотой и здоровьем. Гуна страсти ощущается по возрастанию привязанности, по не поддающимся контролю страстным желаниям и неодолимым стремлениям. Когда возрастает влияние тамаса, она несет с собой мрак, бездеятельность, безумие и иллюзию.

Раджас - это кинетическая творящая энергия, тамас - разрушительная или потенциальная энергия, а саттва - это состояние гармонии. Саттва-гуну контролирует Вишну, раджас-гуну - Брахма, а тамас-гуну - Шива.

КАРТА 1

ФИЛОСОФИЯ ТВОРЕНИЯ САНКХЬЯ

Пуруша - духовное начало вне причин и следствий, вне времени и пространства. Пуруша - чистое бытие. Пракрити - творящая сила в действии, источник формы, проявлений и качеств природы. Махат - Космический Разум или буддхи, аханкара - ложное эго, сознание «Я есть». Саттва - устойчивый чистый аспект, пробуждение, сущность и свет. Раджас - динамическое движение. Тамас - статика, потенциальная энергия, инерция, темнота, неведение и материя.

 

Органы чувств восприятия, познания:

уши,

кожа,

глаза,

язык,

нос.

Пять моторных органов - органы действия:

рот,

руки,

ноги,

гениталии,

анус.

Ум – Орган действия и восприятия

Звук – гуна эфира

Касание – гуна воздуха

Зрение – гуна огня

Вкус – гуна воды

Запах - гуна земли

Органическое

Неорганическое

Предмет науки

Аюрведа является холистической системой медицины, широко практикуемой в Индии. Слово «аюрведа» - санскритское, означающее «наука о жизни». «Аю» означает «жизнь» или «повседневная жизнь», а «веда» означает «знания». Аюрведа была впервые записана в Ведах - древнейших из сохранившихся писаний. Эта система оздоровления практикуется в повседневной жизни Индии в течение более чем 5000 лет.

Аюрведа и потенциал человека

Аюрведа учит, что человек - это микрокосмос, Вселенная. Человек - дитя космических сил внешнего окружения, макрокосмоса. Его индивидуальное существование неотделимо от общего космического проявления. В холистическом смысле взгляды Аюрведы на здоровье и «болезнь» принимают во внимание присущую человеку связь между индивидуальным и космическим духом, индивидуальным и космическим сознанием, энергией и материей.

Согласно учению Аюрведы человеку присущи четыре биологических и духовных устремления: религиозное, к финансовому преуспеванию, воспроизведению и свободе. Хорошее здоровье необходимо для осуществления этих запросов. Аюрведа помогает здоровому поддержать здоровье, а больному восстановить его. Это - медико-метафизическая наука оздоровления жизни, мать искусства врачевания. Практиковать Аюрведу - значит содействовать благополучию, здоровью и творческому росту.

Практическое знание самооздоровления может быть постигнуто каждым через изучение истин Аюрведы. Можно существенно увеличить срок жизни и избавиться от страданий путем надлежащего сбалансирования всех энергий в теле. Способность индивидуума к самооздоровлению - основная концепция аюрведической науки.

Аюрведа, Йога, Тантра

Аюрведа, Йога и Тантра являются древнейшими науками о жизни, практикуемыми в Индии на протяжении многих веков. Эти науки упомянуты в Ведах и Упанишадах (индийских священных писаниях). Йога - это наука о соединении с Божеством, с Истиной. Тантра - наиболее прямой метод контроля энергии, которая помогает вернуться к изначальному единению человека с Истиной, а Аюрведа - наука о жизни.

Целью каждого из этих методов является помощь в достижении долголетия, омоложении и самоосознании. Цель Йоги и Тантры - освобождение, хотя только некоторые дисциплинированные люди могут, практикуя данные методы, достичь этого.

В духовной эволюции человека Аюрведа является основой сознания. Йога - телом и Тантра - головой. Чтобы осуществлять практику Йоги и Тантры, необходимо вначале понять Аюрведу. Таким образом, Аюрведа, Йога и Тантра - это взаимозависимая триада. Ни одна из этих трех форм не существует обособленно от двух других. Здоровье тела, сознания[2] и ума[3] зависит от знания и практики трех этих учений в повседневной жизни.

Аюрведа и западное мышление

Западная медицина и мышление направлены к обобщению и разделению индивидуальности. Например, согласно западным понятиям о норме большинство людей по своей конституции нормальны. Аюрведа говорит, что нормальное состояние человека должно быть достигнуто в процессе индивидуальной эволюции, ибо конституция каждого проявляется в его собственном особом темпераменте и предназначении.

На Востоке ключом к пониманию является признание авторитета исследования и практического применения, на Западе - это постановка вопроса, анализы и логическое заключение. Западный ум обычно доверяет объективному, а восточный большее значение придает субъективному. Восточная наука учит человека продвигаться вне различий между субъективным и объективным. Эта разница в подходах может объяснить, почему иногда западный опыт труден для восприятия методологии Аюрведы.

Многие положения, высказанные в этом вступлении к Аюрведе, могут вызвать вопросы «как?» и «почему?». Автор напоминает читателю, что такие вопросы, хотя и неизбежны, не всегда имеют ответы. Даже в современной западной медицине некоторые концепции признаны «действующими» без доказательств, без полного понимания. Например, антибиотики употребляются для разрушения бактерий, которые формируют токсины в теле, без надлежащего объяснения, как и почему токсины формируются из бактерий.

Кроме того, Аюрведа является истинно холистической наукой, особенностью которой считается суммирование многих элементов, содержащих Истину. Детальное и пристрастное рассмотрение Аюрведы строгим наблюдателем может привести к неудовлетворенности и разочарованию. Поэтому почтительно советуем читателю временно принять те положения, которые вначале могут показаться неадекватно объясненными, до тех пор, пока он не начнет изучать науку Аюрведы как единое целое.

Глава 2.  Пять элементов и человек

Аюрведа появилась благодаря медитации провидцев, истинных риши. Тысячелетиями их учения передавались устно от учителя к ученику, и позже эти учения стали предметом мелодичной санскритской поэзии. Хотя многие из этих текстов были со временем утеряны, большая часть аюрведического знания сохранилась.

Эта мудрость, берущая начало в Космическом Сознании, была воспринята сердцами риши. Они постигли, что сознание - это энергия, проявленная в пяти основных принципах или элементах: эфире (пространстве), воздухе, огне, воде и земле. В основе Аюрведы лежит эта концепция пяти элементов.

Риши постигли, что вначале мир существовал в виде непроявленного сознания. Из этого всеобщего сознания проявился беззвучный звук «АУМ», как тонкая космическая вибрация. Из этой вибрации первым возник элемент эфира. Затем этот элемент эфира начал двигаться, и это тонкое движение создало воздух, который является подвижным эфиром. Движение эфира способствовало возникновению трения, которое генерировало теплоту. Частицы тепловой энергии соединились в форму интенсивного свечения, и из этого света проявился элемент огня.

Итак, эфир преобразился в воздух, и это был тот же эфир, который позже проявился в виде огня. Обычно от теплоты эфирные элементы растворяются и разжижаются, проявляя элемент воды, и затем затвердевают, формируя молекулы земли. Таким образом, эфир проявлен в четырех элементах: воздухе, огне, воде и земле.

Из земли были созданы все оригинальные живые тела, включая растительное и животное царства, а также человек. Земля также содержится в неорганических субстанциях, включающих в себя царство минералов. Таким образом, вся материя рождена из лона пяти элементов.

Во всей материи существуют эти пять элементов. Вода - классический пример, доказывающий это: твердое состояние воды - лед - проявление принципа земли. Скрытое тепло (огонь) во льду, растапливает его, проявляя воду, и затем происходит превращение в пар, указывающее на принцип воздуха. Пар исчезает в эфире, или пространстве. Таким образом, в одной субстанции присутствуют пять основных элементов: эфир, воздух, огонь, вода и земля. Все пять элементов возникают из энергии, исходящей из Космического сознания, все пять присутствуют в материи повсюду во Вселенной. Таким образом, энергия и материя представляют единое начало.

Человек как микрокосмос

Человек является микрокосмосом. Так же, как пять элементов находятся повсюду в материи, также они существуют в каждом человеке. В человеческом теле много мест, где проявлен элемент эфира. Например, пространство есть во рту, в носу, в кишечно-желудочном тракте, дыхательных путях, животе, грудной клетке, капиллярах, лимфе, тканях и клетках.

Пространство в движении называется воздухом.

Воздух - второй космический элемент, элемент движения. В человеческом теле воздух проявляется в многообразных движениях мышц, пульсации сердца, расширении и сокращении легких, в движениях стенок желудка и кишечного тракта. Под микроскопом можно видеть, что даже клетка пребывает в движении. Реакцией на раздражение является движение нервных импульсов, проявляющихся в сенсорном и моторном движениях. Все движения центральной нервной системы целиком управляются воздухом.

Третий элемент - огонь. Источником огня и света в солнечной системе является солнце. В теле человека источник огня - это обмен веществ, метаболизм. Огонь действует в системе пищеварения. Огонь проявляется как интеллект в сером веществе клеток мозга. Огонь проявляется также в сетчатке глаза, воспринимающей свет. Таким образом, температура тела, процесс пищеварения, мышление и способность видеть - все это функции огня. Весь метаболизм и ферментная система контролируются этим элементом.

Вода - четвертый важный элемент в теле. Она проявляется в секреции желудочного сока и слюнных желез, в слизистых оболочках, в плазме и протоплазме. Вода жизненно важна для функционирования тканей, органов и различных систем тела. Например, обезвоживание организма в результате рвоты и поноса должно быть устранено немедленно для спасения жизни пациента. Так как вода столь жизненно важна, вода в теле называется Водой Жизни.

Земля - пятый и последний элемент космоса, который присутствует в микрокосмосе. Жизнь становится возможна на данном уровне, потому что земля держит все живое и неживое на своей поверхности. Твердые структуры тела - кости, хрящи, ноги, мускулы, сухожилия, кожа и волосы - все произошло из земли.

Чувства

Эти пять элементов проявляются в функциях пяти чувств человека, так же как и в его физиологии. Эти элементы непосредственно связаны со способностью человека воспринимать окружающий его мир. Через органы чувств они также связаны с пятью действиями, соответствующими функциям сенсорных органов.

Основные элементы - эфир, воздух, огонь, вода и земля - связаны со слухом, осязанием, зрением, вкусом и обонянием, соответственно.

Эфир является посредником, передающим звук. Этот эфирный элемент связан с функцией слуха. Ухо, орган слуха, выражает действие через органы речи, которые придают смысл человеческому звуку.

Воздух связан с чувством осязания; органом осязания является кожа. Органом, передающим чувство осязания, является рука. Кожа на руке очень чувствительна, рука наделена способностью держать, давать и принимать.

Огонь, проявленный как свет, тепло и цвет, связан со зрением. Глаз, орган зрения, управляет ходьбой и таким образом связан с ногой. Слепой человек может ходить, но без выбора направления. Глаза дают направление действиям при ходьбе.

Вода связана с органом вкуса - без воды язык не может ощущать вкус. Язык тесно связан с функциями гениталий (пенис и клитер). В Аюрведе пенис или клитер считаются низшим языком, а язык во рту - высшим языком. Человек, контролирующий высший язык, естественно контролирует и низший язык.

Элемент земля связан с чувством обоняния. Нос, орган обоняния, функционально связан с действиями ануса, органа выделения. Эта связь проявляется у человека, имеющего запор или нечистую прямую кишку, - у него дурное дыхание, его обоняние притуплено.

Аюрведа относится к телу человека и его чувственным ощущениям как к проявлению космической энергии, выраженной в пяти основных элементах. Древние риши постигли, что эти элементы берут начало из чистого Космического Сознания. Аюрведа стремится дать возможность каждой индивидуальности привести свое тело в совершенную и гармоничную связь с этим Сознанием.


 

ТАБЛИЦА 1

ПЯТЬ ЭЛЕМЕНТОВ. ОРГАНЫ ЧУВСТВ И ИХ ДЕЙСТВИЯ

 

 

ЭЛЕМЕНТ

ЧУВСТВА

ОРГАНЫ ЧУВСТВ

ДЕЙСТВИЕ

ОРГАН ДЕЙСТВИЯ

Эфир

Слух

Ухо

Речь

Органы речи (язык, голосовые связки, рот)

Воздух

Осязание

Кожа

Держание

Рука

Огонь

Зрение

Глаза

Ходьба

Стопа

Вода

Вкус

Язык

Воспроизведение

Гениталии

Земля

Обоняние

Нос

Выделение

Анус

Глава 3.  Строение человека

Основные элементы - эфир, воздух, огонь, вода и земля проявляются в человеческом теле как три фундаментальных принципа, или признака, известных как тридоша. Из эфира и воздуха проявляется телесный воздух, называемый вата (по санскритски - вата доша). Огонь вместе с водой проявляются в теле как принцип огня, именуемый питта. Земля с водой проявлены как вода тела, известная как капха.

Эти три элемента - вата, питта, капха - ответственны за все биологические, психологические и физиопатологические функции тела, ума и сознания. Они действуют и как основная составляющая часть тела, и как защитный барьер, создавая нормальный психологический фон. Когда эти элементы разбалансированы, то возникают болезненные процессы.

Тридоша отвечает за естественные потребности и за индивидуальные склонности к пище, ее вкусу, температуре и т.д. (см. главу 8, описание этих склонностей). Тридоша ответственна за творение, поддержание и распад тканей тела, за удаление продуктов распада из тела, а также за психические проявления, включая эмоции страха, гнева и алчности, за высший уровень человеческих эмоций - понимание, сочувствие и любовь. Таким образом, тридоша - основа психосоматического существования человека.

Основная конституция каждой индивидуальности определяется при зачатии. Во время оплодотворения мужская субстанция, сперматозоид, соединяется с женским элементом - яйцеклеткой. В момент этого соединения определяется строение индивидуума путем комбинаций телесного воздуха, огня и воды, которые проявлены в телах родителей.

Обычно, существуют семь типов конституции тела: 1)вата 2) питта 3) капха 4) вата-питта 5)питта-капха 6) вата-капха и 7) питта-капха. Среди этих семи основных типов есть множество вариантов, которые зависят от количественного содержания элементов вата-питта-капха в конституции тела.

Конституция по санскритски называется пракрити. Этот термин означает - «природа», «сотворенное» или «первоначально созданное». Первично выраженные пять элементов в теле являются его конституцией. Основная конституция индивидуума остается неизменной в течение всей жизни, как генетически определенная. Комбинация элементов, присутствующих при рождении, остается постоянной. Однако комбинации элементов, которые управляют длительными физиопатологическими изменениями в теле, варьируются в зависимости от изменений внешней среды.

 

Карта 2

ФУНКЦИИ ТРИДОША

ВАТА (Эфир + Воздух)

ПИТТА (Огонь + Вода)

КАПХА (Вода + Земля)

Движение

Телесное тепло

Стабильность

Дыхание

Температура

Энергия

Естественные нужды

Пищеварение

Смазка

Трансформация тканей

Восприятие

Маслянистость

Моторные функции

Понимание

Прощение

Сенсорные функции

Голод

Жадность

Беспочвенность

Жажда

Привязанность

Выделения

Интеллект

Накопление

Выведение

Гнев

Владение

Страх

Ненависть

Обладание

Пустота

Зависть

 

Беспокойство

 

 

 

 

Питта и капха, соединяясь, обладают маслянистостью

Питта и вата, соединяясь, обладают легкостью

Вата и капха, соединяясь, обладают охлаждающим свойством

Диаграмма 1

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ВАТА, ПИТТА, КАПХА

 

 

В жизни повсеместно происходит непрерывное взаимодействие между внутренней и внешней средой. Внешняя среда включает в себя космические силы (макрокосмос), а внутренние силы (микрокосмос) управляются принципами вата-пита-капха. По Аюрведе основной принцип оздоровления состоит в том, что человек может создавать равновесие внутренних сил, действующих в индивидууме, изменяя диету и жизненные привычки, чтобы противостоять изменениям внешней среды.

Понятие тридоши

Согласно Аюрведе первым условием оздоровления себя и других является понимание трех доша. Концепция вата - питта - капха уникальна в Аюрведе, она содержит потенциал для революции в оздоровительной системе Запада. Однако концепцию трех принципов и санскритские слова вата, питта, капха очень трудно перевести в западные понятия.

Вата является принципом движения. То, что двигается, называется вата. Поэтому слово «вата» может быть переведено как телесный воздух. Однако, элемент воздух во внешней атмосфере не такой, как воздух в теле. Телесный воздух-вата можно охарактеризовать как тонкую энергию, управляющую биологическим движением. Этот биологический принцип движения вызывает все тонкие изменения в обмене веществ. Вата сформирована из двух элементов - эфира и воздуха.

Вата управляет дыханием, миганием глазных век, движением в мышцах и тканях, пульсацией сердца, всеми расширениями и сужениями, движениями цитоплазмы и клеточных мембран, движением одиночных импульсов нервных клеток. Вата управляет такими чувствами и эмоциями, как страх, тревога, боль, трепет и спазмы. Толстая кишка, тазовая впадина, кости, кожа, уши и бедра - местоположения вата. Если в теле развивается избыток вата, он будет скапливаться в этих областях.

Слово «питта» переводится как «огонь», хотя этот термин не означает буквально огонь. Огонь свечи или огонь пожара можно видеть, но телесная тепловая энергия питта-доша, проявленная как процесс обмена веществ, невидима. Питта управляет пищеварением, поглощением (всасыванием), растворением, питанием, обменом веществ, температурой тела, цветом кожи, блеском глаз, а также интеллектом и пониманием. Питта пробуждает гнев, ненависть и зависть. Тонкая кишка, желудок, потовые железы, кровь, жир, глаза и кожа - это места питта. Питта формируется из огня и воды.

Капха переводится как биологическая вода, этот элемент тела сформирован из двух элементов - земли и воды. Капха скрепляет элементы тела, поставляя материал для его физической структуры. Эта доша поддерживает сопротивляемость организма. Вода - основная составляющая капха. Эта телесная вода физиологически ответственна за биологическую крепость и прочность тканей тела. Капха смазывает сочленения суставов, увлажняет кожу, помогает заживлению ран, заполняет пространство в теле, дает биологическую крепость, энергию и стабильность, поддерживает хорошую память, дает энергию для сердца и легких, поддерживает иммунитет. Капха присутствует в грудной клетке, горле, голове, полостях, в носу, во рту, желудке, сочленениях, протоплазме, плазме, жидких выделениях, таких как слизь. В сфере психики капха отвечает за эмоции привязанности, алчности, долговременной зависти, она выражена в стремлении к спокойствию, прощению и любви. Грудная клетка - местонахождение капха.

Равновесие тридоша необходимо для здоровья. Например, воздух - возбудитель телесного огня, но для контроля над огнем необходима вода, иначе огонь в теле сожжет ткани. Вата двигает капху и питту, ибо капха и питта сами неподвижны. Вся тридоша в целом руководит деятельностью обмена веществ: анаболизм (ассимиляция) - капха, катаболизм (диссимиляция) - вата и метаболизм (обмен) - питта. Когда вата выходит из равновесия, метаболизм будет нарушен, что приведет к излишку катаболизма, который является процессом порчи или разрушения в теле. Когда анаболизм больше, чем катаболизм - возрастает норма роста и восстановления органов и тканей. Излишек питта нарушает метаболизм, при излишке капха возрастает уровень анаболизма, а излишек вата создает истощение (катаболизм).

В детстве преобладают анаболизм и элемент капха, так как это время интенсивного физического роста. Для зрелости наиболее характерны метаболизм и элемент питта, ибо на этой стадии тело стабильное и зрелое. В старости преобладают катаболизм и вата, ибо тело начинает разрушаться.

Определение индивидуальной конституции

Прилагаемая таблица поможет читателю определить свое индивидуальное строение.[4] Кроме этого, дано детальное описание трех типов конституции. Важно помнить, что эти описания отражают чистый аспект каждого из составляющих элементов, однако не существует такой индивидуальной конституции, которая состояла бы только из одного элемента. Напротив, каждая личность является комбинацией всех трех элементов, с преобладанием одного или двух.

Поэтому читателя необходимо предостеречь от излишне буквальных выводов о своей конституции, сделанных на основе этих основных описаний. Определение отдельного конституционального типа при помощи карты должно лишь помочь найти сведения о характерных аспектах жизни, таких, как диета, поддержание режима, способствующего хорошему здоровью.

ВАТА конституция

Люди вата конституции обычно физически слабо развиты. У них плоская грудная клетка, видны вены и сухожилия. Они смуглы, кожа их холодная, грубая, сухая и в трещинах. Она обычно имеет несколько родинок темного цвета.

Вата личности обычно или слишком высоки, или слишком низки, с тонким телосложением, которое обнаруживает преобладание суставов и костного остова из-за слабого мускульного развития. У них редкие вьющиеся волосы, тонкие ресницы и бесстрастные глаза. Глаза могут быть впалые, маленькие, сухие, с мутной и сухой внешней и внутренней оболочками. Ноги грубые и хрупкие. Кончик носа изогнутый и вздернутый.

Физиологически аппетит и пищеварение могут быть различны. Вата личности обожают сладкое, кислое и соленое и любят горячее питье. Выработка мочи недостаточна, стул сухой, затрудненный и в малом количестве. Имеют склонность к испарине больше, чем другие типы конституций. Их сон может быть нарушен, и они могут спать меньше, чем другие типы. Их руки и ноги часто холодны.

Эти личности творческие, активные, бдительные и беспокойные. Они говорят и ходят быстро, но легко устают.

Психологически они характеризуются короткой памятью, но быстрым восприятием. Они могут что-то моментально понять, но вскоре могут забыть это. У них небольшая сила воли со склонностью к психологической неуравновешенности, мало терпимости, уверенности, смелости. Сила их разума слаба, они нервны, пугливы, подвержены многим беспокойствам.

Каждый конституциональный тип также типичный образец взаимодействия с окружающей средой. Личности вата склонны быстро зарабатывать деньги и так же быстро их тратить. Поэтому они обречены оставаться бедными.

ПИТТА конституция

Эти люди имеют средний рост, стройны, изящного телосложения. Их грудь обычно не так узка, как у людей вата, и они имеют среднюю выраженность вен и мускульных сухожилий. У них много родинок или веснушек, синеватых или коричнево-красных по цвету. Их костяк не так выявлен, как у личностей вата. Мышечное развитие у них умеренное.

Цвет лица у питта личностей может быть медного оттенка, желтый, красноватый или светлый. Кожа у них мягкая, теплая и менее морщинистая, чем кожа вата. Волосы тонкие, шелковистые, рыжие или коричневатые, с тенденцией к ранней седине или к выпаданию. Глаза могут быть серые, зеленые или медно-коричневые и острые. Глазные яблоки выявлены умеренно. Конъюнктива влажная, красноватая. Ногти мягкие, форма носа заострена, кончик носа с тенденцией к покраснению.

Физиологически у этих людей активный обмен веществ, хороший кишечник, и в результате отличный аппетит. Обычно личности питта поглощают большое количество пищи и питья, но по природе склонны к сладкому, горькому и вяжущему на вкус, любят холодные напитки. Сон у них средней продолжительности, но непрерывный. Они производят большее количество мочи, их экскременты желты, жидки, обильны. Они склонны к чрезмерной испарине. Температура их тела слегка повышена, руки и ноги бывают теплыми. Личности питта не переносят солнечного света, жары и к тому же тяжелой работы.

Психологически, питта личности имеют добрую волю к пониманию, они очень интеллигентны, остроумны, могут быть хорошими ораторами. Их эмоциональные склонности направлены к ненависти, гневу и зависти.

Они - честолюбивые личности, любят лидировать. Они ценят материальное процветание. Им нравится быть умеренно преуспевающими финансистами. Они наслаждаются, показывая свое богатство и роскошь.

КАПХА конституция

Люди капха конституции имеют хорошо развитое тело. У них, однако, есть склонность набирать излишек веса. У них объемистая и широкая грудь. Вены и сухожилия у них не видны, поскольку у них толстая кожа. Они имеют хорошо развитую мускулатуру. Кости не выступают.

Их лица светлы и оживлены, кожа мягкая, блестящая, маслянистая, она может быть холодной и бледной. У них густые, темные, мягкие волнистые волосы. Глаза их глубокие, черного или коричневого цвета, белки глаз обычно очень белые, большие и привлекательные. Конъюнктива без тенденции к покраснению.

Физиологически капха личности обладают постоянным аппетитом, их пищеварительные функции весьма медленны, процесс всасывания пищи незначителен. Движения их медленны, они любят острую, горькую и вяжущую пищу. Стул у них мягкий, может быть бледного цвета, эвакуация идет замедленно. Испарина у них умеренная. Сон здоровый и продолжительный. Они обладают большой жизнеспособностью, обнаруживая хорошее самообладание. Капха личности обычно здоровы, счастливы и миролюбивы.

Психологически они склонны к терпимости, спокойствию, прощению и любви, однако обнаруживают следы алчности, привязанности и собственничества (стяжательства). Их понимание медленное, но устойчивое: раз поняв что-то, они сохраняют это понимание.

Капха личности склонны быть богатыми. Они зарабатывают деньги и разумно распоряжаются ими.

Таблица 2

КОНСТИТУЦИЯ ЧЕЛОВЕКА (ПРАКРИТИ)

 

ПРИЗНАК КОНСТИТУЦИИ

ВАТА

ПИТТА

КАПХА

Телосложение

Тонкое

Среднее

Плотное

Вес тела

Малый

Средний

Чрезмерный

Кожа

Сухая, грубая, холодная, коричневая, черная

Мягкая, маслянистая, теплая, светлая, красная, желтая

Толстая, маслянистая, холодная, бледная, белая

Волосы

Черные, сухие, курчавые

Мягкие, маслянистые, рыжие или коричневые

Густые, маслянистые, волнистые, темные или светлые

Зубы

Выступающие, большие, кривые, десны тонкие

Средних размеров, десны мягкие, цвет зубов желтоватый

Крепкие, белые

Глаза

Маленькие, тусклые, сухие. Коричневые, черные

Проницательные, острые, зеленые, серые, желтые

Большие, привлекательные, голубые, ресницы густые

Аппетит

Изменчивый, недостаточный

Хороший, избыточный, невыносимый

Медленно возникающий, но устойчивый

Вкусовые склонности

Сладкое, кислое, соленое

Сладкое, горькое, вяжущее

Острое, горькое, вяжущее

Жажда

Непостоянная

Чрезмерная

Незначительная

Отходы

Сухие, выходящие с трудом, запоры

Мягкие, маслянистые, выходящие свободно

Обильные, маслянистые, медленно выходящие

Физическая активность

Очень активны

Умеренно активны

Апатичны

Ум

Беспокойный, деятельный

Агрессивный, интеллигентный

Спокойный, заторможенный

Темперамент

Боязливый, нерешительный, непредсказуемый

Агрессивный, раздражительный, завистливый

Спокойный, со склонностью к жадности и привязчивости

Вера

Меняющаяся

Фанатичная

Твердая

Память

Хорошая о недавнем, плохая о прошедшем

Острая

Замедленная, но длительная

Картины сновидений

Страхи, полеты, прыжки, бег

Огонь, гнев, насилие, война

Вода, река, океан, озеро, плавание, романтика

Качество сна

Недостаточный, прерывистый

Короткий, но глубокий

Тяжелый, продолжительный

Речь

Быстрая

Острая, язвительная

Медленная, монотонная

Финансовое положение

Бедны, быстро тратят деньги на пустяки

Средний достаток, тратятся на роскошь

Богаты, экономны, тратятся на пищу

Пульс

Нитевидный, слабый, движение змеи

Умеренный, скачущий, как лягушка

Широкий, медленный, движение лебедя

 

Примечание.

Если наблюдаемые характеристики отличаются от приведенных хотя бы в одной доша, это указывает на нарушение в данной доша.

Ментальная конституция

В ментальном и астральном планах три качества, или гуны, соответствуют трем типам характеров, которые создают и физическую конституцию. Эти три основных качества - саттва, раджас и тамас.

Саттва выражает истину, понимание, чистоту, ясность, сострадание и любовь. Раджас приводит к тому, что ум действует на уровне чувств. Раджас содержит в себе движение, агрессию и направленность на внешнее. Тамас проявляется в невежестве, инерции, медлительности и глупости.

Люди саттвического темперамента имеют здоровые тела, их поведение и сознание очень чисты. Они верят в существование Бога, они религиозны, праведны, благостны.

Индивидуальности раджасического темперамента заинтересованы бизнесом, процветанием, могуществом и положением. Они наслаждаются богатством и обычно экстравертны. Они могут верить в Бога, но могут и внезапно изменить веру. Они хорошие политики.

Тамасичные личности ленивы, эгоистичны и способны разрушать других. Обычно они мало уважают других и не религиозны. Все их действия эгоистичны.

Личность саттвического темперамента достигает уровня самоосознания без больших усилий, но тот, кто пребывает в раджасе и тамасе, должны затратить много старания, чтобы достичь этого уровня.

Эти три тонких ментальных энергии представлены в типах поведения, которые могут быть исправлены и улучшены духовной практикой (такой, как йога). Аюрведический врач (вайдья) может помочь в таком изменении поведения. Он знаком с функционированием этих качеств (саттва, раджас и тамас), и он может определить, какое качество преобладает в личности, наблюдая за поведением и диетой пациента. Употребляя эти практические ключи, он может помочь пациенту придти к более уравновешенному образу жизни в психическом и физическом аспектах.

Глава 4.  Процесс болезни

Здоровье - это порядок, болезнь - расстройство порядка. В теле постоянно существует взаимодействие между порядком и беспорядком. Мудрый человек учится тому, как быть полностью осведомленным о беспорядке в своем теле и как приступить к восстановлению порядка. Он понимает, что порядок неотъемлем от беспорядка и что возвращение к здоровью также возможно.

Внутренняя среда в теле постоянно реагирует на внешнюю среду. Когда эти две среды выходят из равновесия, получается беспорядок. Чтобы изменить внутреннюю среду и привести ее в равновесие с внешним окружением, человек должен понять как происходит процесс болезни. Аюрведа дает такое объяснение болезни, которое делает возможным восстановление порядка и здоровья из беспорядка и болезни.

В Аюрведе концепция здоровья основана на понимании болезни. В слове «дискомфорт» «дис» означает «лишение», «комфорт» означает «удобство». Поэтому перед обсуждением дискомфорта мы должны понять значение комфорта, или здоровья. Уровень здоровья поддерживается, когда: огонь пищеварения (агни) находится в равновесии, свойства тела (вата, питта, капха) уравновешены, три продукта отходов (моча, фекалий и испарина) производятся на нормальном уровне и находятся в балансе, чувства функционируют нормально, а тело, ум и сознание действуют гармонично, как одно целое. Когда баланс в любой из этих систем нарушен, начинается процесс болезни. Поскольку баланс вышеупомянутых элементов и функций ответственен за природную сопротивляемость и иммунитет, то даже заразные болезни не могут повлиять на личность, пребывающую в хорошем здравии. Таким образом, неустойчивость тела и ума несут ответственность за физическую и психологическую боль и страдание.

Классификация болезни

Согласно Аюрведе, болезнь можно классифицировать по ее источнику: психологическому, духовному, физическому. Кроме этого болезнь выявляется по месту ее проявления: сердце, легкие, печень и т.д. Болезненный процесс может начаться в желудке или в кишечнике, но проявиться в сердце или в легких. Таким образом, болезнь может проявиться не в том месте, где она возникла. Болезни также классифицируются по причинным факторам и по телесным доша (вата, питта, капха).

Предрасположенность к болезни

Индивидуальность конституции обуславливает предрасположенность к болезни. Например, личности капха имеют определенную тенденцию к капха заболеваниям, которые могут выражаться в повторяющихся приступах тонзиллита, воспаления пазух, бронхита и закупорки легких. Аналогично, личности питта склонны к заболеваниям желчного пузыря и печени, язве пищеварительного тракта, повышению кислотности, гастритам и воспалительным процессам. Личности питта также страдают от кожных нарушений, таких, как крапивница и сыпь. Люди вата очень чувствительны к болям в нижней части спины, артритам, ишиасам, параличам и невралгии. Вата-болезни возникают в толстой кишке, питта болезни происходят в тонкой кишке, а капха нарушения коренятся в желудке. Дисбаланс индивидуальных свойств организма в этих местах создаст несомненные признаки и симптомы.

Дисбаланс, как причина болезни, может возникнуть в сознании в форме некоторых негативных сведений, и это может затем проявиться в уме (где зерно болезни может лежать глубоко в подсознании), приняв форму страха, гнева или привязанности, через ум эти эмоции проявятся в теле. Подавленный страх будет причиной нарушений вата, гнев приведет к избытку питта, а зависть, гордыня и привязанность ухудшат функции капха. Эти нарушения в тридоша воздействуют на естественную сопротивляемость (иммунную систему - агни), и таким образом тело становится уязвимым для болезни.

Иногда дисбаланс, порождающий болезненный процесс, может вначале возникнуть в теле, а затем проявиться в уме и сознании. Питание, жизненные привычки и окружающая среда вместе с характерными свойствами этих доша будут разрушительно влиять на ткани организма. Все это будет порождать дисбаланс, который вначале проявится на физическом уровне, и позже подействует на ум через беспорядки в тридоша. Например, беспорядок вата создаст страх, депрессию и нервозность. Излишек питта в теле будет причиной гнева, ненависти и ревности. Ухудшение капха создаст чувство собственничества, гордости и привязанности. Таким образом, есть прямая связь между диетой, привычками, окружением и эмоциональными нарушениями.

Нарушение телесных свойств (вата, питта, капха) создает токсины (ама), которые начинают циркулировать в теле. В процессе этой циркуляции токсины скапливаются в слабых областях тела. Если, например, сустав - слабое место, то болезнь проявится там. Что создает эти токсины и телесную слабость?

Агни - ключ к здоровью или болезни

Агни биологический огонь, управляющий метаболизмом. Он также участвует в функционировании питта и может рассматриваться как составная часть питта-системы в теле, действующей как каталитический агент при пищеварении и метаболизме. Питта содержит тепловую энергию, которая помогает пищеварению. Тепловая энергия - это агни. Питта и агни по существу одно и то же, с тонким различием: питта - сосуд, а агни - его содержимое.

Питта проявляется в желудке как огонь - агни. Агни - это естественная кислота, ее действие разлагает пищу и стимулирует пищеварение. Агни также тонко связан с движением вата, поскольку телесный воздух воспламеняет телесный огонь. В каждой ткани, в каждой клетке присутствует агни, ибо он необходим для поддержания питания тканей и механизма сопротивляемости. Агни разрушает микроорганизмы, чуждые бактерии и токсины в желудке, в тонком и толстом кишечнике - так он защищает флору в этих органах.

Долголетие зависит от агни. Интеллект, понимание, чуткость - также функции агни. Цвет кожи поддерживается агни. ферментная система и метаболизм целиком зависят от агни. До тех пор, пока агни действует нормально, процессы разложения пищи, ее всасывание и усваиваемость будут происходить беспрепятственно.

Когда из-за дисбаланса в тридоша поврежден агни, процесс метаболизма нарушается. Ослабевает иммунная система организма. Пищевые компоненты остаются не переваренными и не усваиваются, они скапливаются в толстой кишке, превращаясь в разнородное зловонное липкое месиво. Этот материал, называемый ама, засоряет кишечник и другие каналы, такие как капилляры и кровеносные сосуды. При этом могут произойти многие химические изменения, которые создают токсины. Эти токсины всасываются в кровь и начинают циркулировать. Они могут скапливаться в ослабленных частях тела, создавая уплотнения, закупорку, застой, ослабление органов, понижая сопротивляемость тканей. Болезнь окончательно проявляется в пораженных органах в виде артрита, диабета, сердечных болезней и т.д.

Корень всех болезней - ама. Существует много причин для развития ама. Например, когда бы ни поглощались несовместимые продукты, агни сразу же будет поражен действиями токсинов. Или ама может возникнуть от недостаточного переваривания пищи. Если язык покрыт белым налетом, это указывает на то, что ама присутствует в толстой кишке, тонкой кишке или в желудке, в зависимости от того, какая часть языка покрыта налетом (см. раздел и диаграмму языковой диагностики в главе 6).

Ама развивается, когда замедляется деятельность агни. Однако избыточная активность агни также вредна. Когда агни слишком силен, пищеварение превращается в быстрое сгорание, а сжигание дотла нормальных биологически питательных веществ пищи приводит к опустошительному результату. Такое положение также понижает телесную сопротивляемость.

Подавленные эмоции

Эмоциональные факторы также могут создавать токсины. Подавленный гнев, например, полностью меняет флору в желчном пузыре, желчном протоке, тонком кишечнике, ухудшает питта, вызывает воспаление поверхности слизистой оболочки желудка и тонкой кишки. Подобно этому меняют флору в толстой кишке страх и беспокойство. В результате этого живот вспучивает от газа, скопившегося в складках толстой кишки, причиняя боль. Часто эту боль ошибочно относят к проблемам сердца или печени. Из-за болезненных последствий подавления рекомендуется не подавлять ни эмоции, ни телесные проявления, такие как кашель, чихание и выход газа.

Подавленные эмоции являются причиной дисбаланса вата, а вата в свою очередь влияет на агни, ответственный за иммунитет организма. Реакцией на такое нарушение может быть возникновение аллергии к таким обычным вещам как пыльца, пыль и цветочный запах.[5]

Так как аллергия тесно связана с иммунитетом, люди с врожденным нарушением иммунной системы часто страдают от аллергии. Например, тот, кто обладает питта конституцией от рождения, будет естественно чувствителен к горячей, пряной пище, которая ухудшает питта. Подобно этому, подавление питта эмоций, таких как гнев и ненависть, также может вызвать повышенную чувствительность к пище, которая ухудшает питта.

Люди с капха конституцией очень чувствительны к пище, ухудшающей капха. У них капхагенные продукты, типа молочных, вызывают такие недомогания, как запоры и хрипы. Люди, подавляющие капха эмоции (привязанность, алчность), будут иметь аллергическую реакцию на капха-пищу.

Аюрведа дает совет: эмоции нужно наблюдать отстранение и затем дать им возможность рассеяться. Когда эмоции подавляются, это может быть причиной нарушений в уме и, в конечном итоге, в функциях организма.

Три мала

Причины болезни могут находиться в нарушении другой системы организма - эвакуационной системы. Тело производит три продукта отходов: твердые фекалии и жидкие - мочу и испарину. Производство этих веществ и удаление их из организма жизненно необходимы для здоровья. Моча и фекалии создаются в процессе пищеварения в толстой кишке, где происходит усвоение элементов, их всасывание и разделение на необходимые и побочные. Фекалии направляются в прямую кишку для эвакуации. Моча направляется в почки для фильтрации, затем скапливается в мочевом пузыре для удаления. Испарина удаляется через кожные поры.

Хотя эти продукты считаются отходами тела, это не только отходы. Они в некоторой степени необходимы для выполнения физиологических функций в соответствующих им органах. Например, фекалии поставляют питание через кишечные ткани. Много питательных веществ остается в фекалиях после пищеварения. Позже, после всасывания этих веществ, фекалии удаляются из организма.

Фекалии также дают энергию толстой кишке, поддерживают ее тонус. Если человек не имеет фекалий, его кишечник разрушается. Тот, кто страдает от запоров, живет дольше, чем страдающий от поноса. Если понос длится 15 дней, то наступает смерть. Однако можно страдать длительным запором и жить, хотя это породит проблемы в системах организма. Запор создает вздутие и дискомфорт, скопление газов и боль в теле, головную боль и скверное дыхание.

Мочевыделительная система удаляет из организма воду, соль и азотистые отходы. Моча формируется в толстой кишке. Этот продукт отходов способствует поддерживанию нормальной концентрации водного электролита в жидкостной среде организма. Функционирование этой мала зависит от потребления воды, диеты, окружающей температуры, настроя ума и физических условий данной индивидуальности.

Окраска мочи зависит от диеты. Если больного лихорадит (что является нарушением питта), цвет мочи будет темновато-желтым или коричневатым. Желтуха, которая есть также питта нарушение, даст темно-желтую мочу. Пигментация желчи может дать мочу зеленоватого цвета. Чрезмерность питта может создать кислоту в моче. Вещества, стимулирующие мочевыделение, такие как чай, кофе, алкоголь также ухудшают питта. Если в организме задерживается вода, моча будет скудная, и вода будет скапливаться в тканях. Это повлияет на кровь и повысит кровяное давление. Таким образом, равномерное производство мочи важно для поддержания кровяного давления и объема крови.

Аюрведические выводы гласят, что человеческая моча является естественным слабительным, которое нейтрализует яды в организме и способствует всасыванию в толстой кишке и удалению фекалий. Если принимать чашку мочи каждое утро (выходящей умеренно), это поможет очистить толстую кишку и детоксизирует ее.

Испарина - побочный продукт жировых тканей. Потение необходимо для регулирования температуры тела. Пот сохраняет эластичность кожи, поддерживает флору в порах кожи и упругость кожи.

Чрезмерное потение является нарушением, способным создать инфекцию гниения и понизить естественную сопротивляемость кожи. Недостаточное потение может также понизить сопротивляемость кожи, из-за чего она может шелушиться или стать грубой, покрытой отложениями, перхотью.

Существует особая связь между кожей и почками, так как выделение водных отходов - изначальная функция этих органов. Потение косвенно связано с формированием мочи. Как и моча, пот связан с питта. Летом люди потеют обильно, но выделение мочи сокращается, поскольку продукты отходов выходят через испарину. Зимой многие люди потеют меньше, а мочи выделяют больше.

Чрезмерное выделение мочи может быть причиной малого образования пота, а чрезмерное потение может уменьшить объем мочи. Необходимо, чтобы образование пота и мочи находилось в равновесии.

Диабет, псориаз, дерматит и водянка - примеры болезней, возникших от нарушения баланса пота и мочи в организме.

Чрезмерное потение уменьшает температуру тела, являясь причиной обезвоживания организма. В то же время избыток мочи также создает обезвоживание и может быть причиной похолодания конечностей.

Карта 3

ПРОВЕРКА МОЧИ

Жидкости тела - кровь (ракта) и лимфа (раса) служат для выведения отходов (мала) из тканей, которые эти отходы вырабатывают. Мочевыделительная система удаляет из организма воду (кледа), соль и азотистые отходы (дхату мала). Эта система также способствует поддержанию нормальной концентрации водного электролита в жидкостной системе организма, регулирует объем жидкости в организме, контролирует выработку красных кровяных телец и давление крови. Таким обрезом, моча способствует поддержанию равновесия трех составляющих тела (вата, питта, капха) и воды.

КЛИНИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА МОЧИ. Утреннюю мочу собрать в чистый сосуд. Наблюдать ее цвет. Если цвет темно-коричневый, это указывает на нарушение вата. Если цвет темно-желтый - нарушение питта. Моча будет темно-желтая и при запоре или при недостаточном потреблении воды. Если моча мутная - нарушена капха. Красный цвет мочи указывает на нарушения крови.

 

Диаграмма 2

ТЕСТ МОЧИ НА МАСЛО

Пипеткой надо капнуть одну каплю сезамового масла в сосуд с мочой. Если капля немедленно расходится, нарушение легко вылечить, если капля тонет в моче, это указывает на трудности в излечении болезни. Если капля оседает на дне - болезнь очень трудно излечить. Если капля расходится по поверхности волнообразными движениями, это указывает на нарушение вата. Если капля расходится по поверхности разноцветно, как радуга, это указывает на нарушение питта. Если капля расходится по поверхности, рассыпаясь как капельки жемчуга, это указывает на капха нарушения.

Нормальная моча имеет характ


 

[1] Особые 24 принципа или элемента в Санкхья философии: Пракрити, Махат, Аханкар. Пять чувственных проявлений, пять органов движения, ум, пять чувств и далее - эфир, воздух, огонь, вода, земля.

[2] «Сознание» - интуитивные действия души, пребывающей в прямой связи с Божественным принципом и Источником жизни.

[3] «Ум», здесь и далее, указывает на действия рассуждающего интеллекта.

[4] Типовые характеристики должны быть согласованы с расовыми склонностями и культурными предпочтениями, ибо различные расы и культуры имеют естественную склонность к особому телу и стилю жизни. Например, африканцы имеют темную кожу, а индийцы едят горячую пищу.

[5] Аллергия не может быть радикально излечена применением антиаллергенов, ибо она возникает от подавленных эмоций. Кишечные паразиты могут быть другой причиной возникновения аллергии. Например, наличие ленточных или круглых червей или амеб в толстой кишке может быть причиной аллергии к зерновой пыльце.

 

 

 

 

 

 

Информационный портал размещается на хостингах

http://juragrek.narod.ru

http://juragrek.pochta.ru

http://juragrek.narod.ru

http://juragrek.narod.ru

http://juragrek.pochta.ru

http://astral.com.ru

http://juragrekastral.pochta.ru

 

Мы зарегистрированы в 2500 каталогах

Достаточно в разделе поиска набрать

 АСТРАЛЬНЫЙ ПАЛОМНИК

 

Автор сайта не несет ответственности за содержание предлагаемых материалов.

При распространении и использовании материалов в открытой печати ссылка на сайт обязательна.

Hosted by uCoz
  Яндекс цитирования Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов SPLINEX: интернет-навигатор Referal.ru Rambex - рейтинг Интернет-каталог WWW.SABRINA.RU Рейтинг сайтов YandeG Каталог сайтов, категории сайтов, интернет рублики Каталог сайтов Всего.RU Faststart - рейтинг сайтов, каталог интернет ресурсов, счетчик посещаемости   Рейтинг@Mail.ru/ http://www.topmagia.ru/topo/ Гадания на Предсказание.Ru   Каталог ссылок, Top 100. Каталог ссылок, Top 100. TOP Webcat.info; хиты, среднее число хитов, рейтинг, ранг. ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки! Русский Топ
Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов KATIT.ru - мотоциклы, катера, скутеры Топ100 - Мистика и НЛО lineage2 Goon
каталог
Каталог сайтов