ОНЛАЙН ВИДЕО КАНАЛ С АСТРАЛЬНЫМ ПАЛОМНИКОМ
 
Задать вопрос можно в мини-чате, а так же в аське и скайпе
Есть вопрос? - найди ответ!  Посмотрите видео-FAQ - там более 700 ответов. ПЕРЕЙТИ
Ответы на вопросы в видео ежедневно c 18.00 (кроме Пт, Сб, Вс)
Посмотреть архив онлайн конференций 
 
  регистрация не обязательна, приглашайте друзей - люблю интересные вопросы
(плеер и звук можно выключить на экране трансляции, если они мешают)

 

 

       

 

Буду признателен, если поделитесь информацией в социальных сетях

Я доступен по любым средствам связи , включая видео
 
аська - 612194455
скайп - juragrek
mail - juragrek@narod.ru
Мобильные телефоны
+79022434302 (Смартс)
+79644902433 (Билайн)
(МТС)
+79158475148
+79806853504
+79106912606
+79106918997

 
скачать бесплатно книгу шелтон здоровье для всех
ОСНОВНЫЕ РУБРИКИ САЙТА
МЕНЮ  САЙТА

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

ВХОД

В ПОРТАЛ

 

Библиотека 12000 книг

Аномальное   

Здоровье

Рейки  

Астрал  

Йога

Религия  

Астрология

Магия

Русь  

Аюрведа  

Масоны

Секс

Бизнес 

НЛП

Сознание

Боевое  

Он и она

Таро  

Вегетарианство  

Ошо

Успех

Восток  

Парапсихология

Философия

Гипноз  

Психология  

Эзотерика  

ДЭИР

Развитие

900 рецептов бизнеса

 

 

Видеоматериалы автора сайта

Практика астрального выхода. Вводная лекция

Боги, эгрегоры и жизнь после

 жизни. Фрагменты видеокурса

О страхах и опасениях, связанных с выходом в астрал
 

Видеокурс астральной практики. Практический пошаговый курс обучения

 

Интервью Астрального паломника
 

Запись телепередачи. Будущее. Перемещение во времени

Призраки в Иваново. Телепередача

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

 

Код доступа 2461537

Шелтон ЗДОРОВЬЕ ДЛЯ ВСЕХ.

скачать

 

 

Выдержки из произведения

 

Да будет Истина,

даже если низвергнутся Небеса

 

Герберт М. Шелтон

 

ЗДОРОВЬЕ ДЛЯ ВСЕХ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

«Советский спорт»

2001

Печатное издание:

УДК 615.8

ББК 53.59

Ш42

 

Шелтон Г.

Ш42    Здоровье для всех / Пер. с англ. Л.А. Владимир­ского. — М.: Советский спорт, 2001. — 288 с.

ISBN 5-85009-641-8

Российский читатель впервые познакомится с полным переводом одной из книг выдающегося американского врача-гигиениста, уже известного в России по отдельным статьям, обладателя нескольких званий почетного доктора наук Гер­берта М. Шелтона, чьи работы переведены на многие языки мира — как западные, так и восточные. Читатель узнает также об общем мировоззрении этого крупного деятеля XX века. Книга составляет лишь небольшую часть его семитомного труда «Гигиеническая Система» (1934—1968), где автор пред­принял попытку охватить главные стороны жизни человека в его единстве с Природой.

Книга предназначена как для медицинских работников, так и для широкого круга читателей.

УДК 615.8

ББК 53.59

 

Научно-популярное издание

 

Шелтон Герберт

 

Здоровье для всех

 

Редактор Т.Н. Киреева

Художественный редактор С. А. Чернецова

Корректор В.К. Ячковская

Компьютерная верстка З.А. Богдановой

 

Лицензия ЛР №040935 от 30.12.98 г.

Подписано в печать 20.05.2001. Формат 84х108'/зг

Печать офсетная. Бумага газетная. Усл. печ. л. 15,12. Уч.-изд.л. 13 8

Тираж 10 000 экз. Изд. № 438. С - 41. Заказ № 1265.

Издательство «Советский спорт». 103064, Москва, ул. Казакова, 18. Отпечатано в ОАО «Типография «Новости». 107005, Москва, ул. Ф. Энгельса, 46

 

ISBN 5-85009-641-8                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

© Шелтон Г., 2001

© Оформление. Издательство

 «Советский спорт», 2001

 

WWW издание:

Сканирование, коррекция текста: Максим (maxfire).

Создание сайта www.golodanie-usa.narod.ru и размещение книги: Максим (maxfire).

Адрес электронной почты: golodanie@rambler.ru для Максима (maxfire).

 

 

2006 Copy: Максим (maxfire)

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

От издательства

 

Натуральная Гигиена

Краткий исторический очерк (А. А. Владимирский)

Философия. Принципы. Приемы (А. А. Владимирский)

Краткое слово о Г.М. Шелтоне

Герберт М. Шелтон - биографические сведения (А. А. Владимирский)

 

Предисловие

Ортопатия — физиологическая закономерность

Болезнь — это жизненный процесс

Единство организма и его связь с лечением

Токсемия

Корни инфекции

Здоровье прежде всего

Компромиссы науки

Аллергия

Обманчивость диагноза

Рациональный уход за больными

Реформа и лечение

Как избежать простуды и вылечить ее

Что вызвало болезни миндалин у девочек семейства Квинтс?

Бронхит

Синусит

Бронхиальная астма

Сенная лихорадка

Беспроточные железы

Расширение щитовидной железы

Колит

Пептическая язва

Сахарный диабет

Артрит — ревматизм — подагра

Высокое кровяное давление

Угри (воспаление сальной железы)

Прощай, невралгия!

Неврит

Детский паралич

Голодание для детей

Голодание при болезнях сердца

Голодные боли

Обжорство и невроз

Голодание и зубы

Надуманные возражения против голодания

Физические упражнения и сердце

Сочетание кислот с белками

Самоисчезающие опухоли

Подчинение жизни закону

Вместо заключения

Предисловие к книге Г. М. Шелтона «Натуральная Гигиена. Праведный образ жизни человека»

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

 

Читателю России впервые предлагается полный пере­вод цельной книги (сборника) выдающегося американского врача-гигиениста, гуманиста и просветителя, обладате­ля девяти званий почетного доктора наук и автора мно­гих работ, крупнейшего представителя движения за На­туральную Гигиену в XX веке Герберта Макголфина Шелтона (1895—1985). В России имя Г. Шелтона уже извест­но с 80—90-х годов, а его выборочные статьи и главы из отдельных трудов были переведены на русский язык и из­даны в книге «Ортотрофия. Основы правильного пита­ния» (М.: Молодая гвардия, 1992), в журнале «Будь здо­ров», вестнике «Здоровый образ жизни» (приложение к газете «Советский спорт») и др.

В книге «Здоровье для всех» собраны работы Г. Шелтона разных лет, начиная с 30-х годов, когда в США  впервые стали широко публиковаться работы по Нату­ральной Гигиене, несмотря на яростное сопротивление ор­тодоксальной медицины, против которой Шелтон очень активно выступал, что нашло отражение, в частности, и в его статьях, помещенных в данный сборник. Ценность книги в том, что в ней раскрыты, обнажены до предела четкие базовые принципы и концепция Натуральной Гигие­ны как науки, прикладной системы, базирующейся на объек­тивных законах природы как альтернативном направлении здравоохранения, перспективном для XXI века. Это дви­жение получает все большее признание за рубежом, а в последние годы и в России, где уже имеются многие тыся­чи его сторонников. Г. Шелтон предвидел: «Натуральная Гигиена приходит как спаситель человеческого рода». Бе­зусловно, она должна стать и спасителем российского, и, прежде всего, возможно, русского рода, против которого внешними и внутренними врагами ведется демографичес­кая война — война на его физическое уничтожение.

Следует учитывать некоторые специфические особен­ности предлагаемой книги: Г. Шелтон занимался пробле­мами Натуральной Гигиены начиная с 20-х годов вплоть до 80-х. Естественно, за это время наука о здоровье чело­века в мире развивалась, хотя в основном оставалась на позициях традиционной «гиппократовскои» эклектичной модели медицины. Г. Шелтон не ставил задачи изложения своих принципов в общепринятой в медицинском мире нау­кообразной, трудной для восприятия рядовым человеком манере, наоборот, он делал ставку на предельную попу­ляризацию в самой доступной форме знаний о Натураль­ной Гигиене, притом без всякого ущерба для ее научной основы. Однако такой Всеобуч здоровья неизбежно требо­вал и многократного повторения ее основных принципов и приемов, неизвестных до недавнего времени массам людей в их систематизации. Этим и объясняется многочислен­ный повтор в книге основополагающих положений Нату­ральной Гигиены, что может порой вызывать недоумение читателя. Но, как говорил и писал Шелтон, человеку свой­ственно забывать самые простые, но жизненно важные истины, от несоблюдения которых и страдает сам чело­век. «Учителя народа», как называл Шелтон активных проповедников Натуральной Гигиены, призваны, как он считал, постоянно напоминать людям об этих истинах ради их собственного благополучия и сохранения здоровья.

Перевод книги сделан без каких-либо купюр, с сохра­нением авторского стиля изложения, на уровне тех зна­ний и информации, которые Шелтон имел в те годы. Ду­мается, книга представляет интерес с точки зрения не только познания механизмов человеческого организма, объек­тивных законов его функционирования, но и обучения бой­цовским качествам, которыми обладал Шелтон, посвя­тивший всю свою жизнь делу здоровья человека.

 

НАТУРАЛЬНАЯ ГИГИЕНА

 

Краткий исторический очерк

 

Для второй половины XX века характерно рез­кое ухудшение экологического состояния на Земле как следствие почти неконтролируемой с точки зре­ния экологической безопасности деятельности чело­века, что привело к трагическим последствиям во многих странах мира, в том числе в России.

К сожалению, научным и политическим сообще­ством в должной мере практически еще недооценена особенность эволюционного процесса XX столетия, а именно — коренное изменение самого характера вза­имоотношений двух главных «действующих лиц» на планете — Природы и Человека: если на протяжении тысячелетий Природа помогала выжить своему Выс­шему Творению, была его союзницей, то в XX веке и особенно в его вторую половину — в эпоху так назы­ваемой научно-технической революции (НТР), при­ведшей к крайнему засорению и загрязнению окру­жающей природной среды (воздуха, воды, почвы и т.д.), природа в «отместку» впервые пошла против человека, вызвав рост всевозможных заболеваний и его общую деградацию. Этого человек, понятно, вы­держать был не в состоянии и начал стремительно разрушаться телесно, интеллектуально и духовно. По расчетам некоторых зарубежных ученых (в частно­сти, японских), человечество всего за последние пол­столетия «умудрилось» исчерпать в основном физи­ологические резервы, заложенные природой в человеческий организм за миллионы лет эволюции, так и не решив множества проблем (в том числе медицинс­ких).

В качественно новых условиях своего бытия че­ловек в целях адаптации принужден улучшать не толь­ко внешнюю среду своего обитания, сколько прежде всего внутреннюю среду собственного организма, к чему он не привык и чему не обучен.

Но, как не раз бывало в истории, сама жизнь отвечает на брошенный ей вызов. К счастью, в запад­ном полушарии еще ранее возникло и сегодня ус­пешно развивается жизнеспасительное движение, имя которому — Натуральная Гигиена. За рубежом ее называют одним из величайших движений в истории человечества, гигиенической революцией, единствен­ной революцией, не разъединяющей, а объединяю­щей людей на здоровой почве.

В Древней Греции Сократом на стенах Дельфийс­кого храма было начертано: «Познай самого себя, и ты познаешь весь мир!» Но этот мудрый призыв не был услышан, и западная цивилизация (в отличие от восточной), именуемая иногда ситизацией (от англ. «сити» — город), пошла иным путем, поставив тем самым телегу впереди лошади: сначала стала позна­вать внешний мир, а уж потом, и то кое-как, — внут­ренний мир человека, физический и психический, с многими гибельными результатами в виде бесконеч­ных конфликтов и войн за собственность, земли и прочее при нерешенности многих чисто человеческих проблем. Возобладал девиз «иметь», а не «быть». К тому лее рядовой человек оказался зависимой и «раз­двоенной» личностью, обладая фактически лишь те­лесной формой, а «содержание» — здоровье — от­дав в чужие руки врачей «гиппократовской» модели медицины. Человек тем самым утратил свою есте­ственную целостность, будучи через лекарственную медицину оторванным от Матери-Природы. На про­тяжении двух с половиной тысяч лет — с момента появления «гиппократовской» медицины в Древней Греции — человек Запада, в орбите медицины кото­рого — так сложилось исторически — оказалась и Россия, особенно с петровских времен, не был под­линным хозяином своего «главного капитала» и ос­новного богатства — здоровья. А сама «гиппократовская» медицина, хотя и имела некоторые дости­жения в борьбе с отдельными недугами, в целом не исполнила своего исторического предназначения — быть надежным гарантом лечения и профилактики заболеваний любого рода, чему все мы сегодня явля­емся свидетелями.

Ее антипод — Натуральная Гигиена — возвраща­ет человеку и его здоровье, и его естественную цело­стность через воссоединение его вновь с природой, но в отличие от далеких предков не на чисто инстин­ктивной основе, а на новом, более качественном вы­соком витке диалектической спирали эволюционного развития человека — на базе глубокого, всесторон­него, научно-диалектического познания организма, его резервов и возможностей, механизмов и объектив­ных законов и их грамотного применения во имя здо­ровья собственного, своих близких и всего общества, одновременно с новым раскрытием и пробуждением затухающих было природных инстинктов и интуиции как главных путеводителей в жизни. Такова объек­тивно всемирно-историческая миссия Натуральной Гигиены. Это и прорыв из искусственной ловушки ГОЖ (городского образа жизни), созданной самим человеком в погоне за комфортом, но наделившей его гиподинамией, ненатуральной пищей, стрессами и многими прочими биологическими и социальными недугами и пороками. Это путь также и к социально­му здоровью общества через обновление и очищение

социального сознания и мышления индивида: «В здо­ровом теле — здоровый дух». Молено добавить: здо­ровый интеллект, здоровая политика — здорового го­сударства.

В нынешних условиях тотальности биологическо­го и социального загрязнения Натуральная Гигиена при­звана выполнить грандиозную историческую задачу тотального биологического и социального очищения индивида и общества, что еще многими не осознается до конца. Г. Шелтон предсказывал: «Натуральная Ги­гиена приходит как спаситель человеческого рода», а его ближайшая сподвижница и помощница Вирджи­ния Ветрано с полным основанием писала вдохновен­ные слова: «Над землей разгорается новая эра челове­ческого общества» (из предисловия к книге Г. Шелто-на «Натуральная Гигиена. Праведный образ жизни че­ловека», Сан-Антонио, США, 1968).

Но что лее такое конкретно Натуральная Гигиена?

Натуральная Гигиена есть, прежде всего, наука, ибо основана на объективных законах физиологии и биологии, управляющих человеческим организмом и его связями с окружающей природной средой. В практическом прикладном плане Натуральная Гиги­ена — это последовательная система комплексного оздоровления человека естественными методами и целительными силами природы на базе упомянутых законов, их умелого применения в повседневной жизни и в экстремальных ситуациях. Это и массо­вое общественное движение за здоровье человека и этическое и эстетическое учение. Девиз Натураль­ной Гигиены: «Возврат к здоровью — через возвра­щение к здоровому образу жизни». Лозунг «Да бу­дет Истина, даже если низвергнутся небеса!» выне­сен на обложку журнала «Гигиеническое обозрение доктора Шелтона», который издавался его основа­телем с 1939 по 1981 год.

Натуральную Гигиену отличают от так называе­мой народной медицины, по крайней мере, три мо­мента: а) системность (диалектичность); б) научная обоснованность; в) просветительский характер. Ко­нечная цель Натуральной Гигиены — обучение рядо­вого человека науке и практике здоровья на указан­ных выше принципах. Она провозглашает: «К трид­цати годам человек или сам себе врач, или он при­близил собственную смерть». Поскольку централь­ная задача Натуральной Гигиены — организация на­родного Всеобуча здоровья, то это движение осуще­ствляет многостороннюю деятельность, выполняя од­новременно следующие функции:

—  научно-исследовательская работа (изучение проблемы здоровья и болезни, углубленное познание человека);

—  лечебно-оздоровительная деятельность по ап­робации теоретических знаний (путем создания, на­пример, «школ здоровья» и других подобных учреж­дений);

—  учебно-педагогическая деятельность (в учеб­ных заведениях типа гигиено - терапевтических кол­леджей в США и т.д.);

—  просветительская деятельность (организация лекций, издание литературы и пр.);

—  организационно-массовая деятельность (созыв съездов, конгрессов, семинаров по обмену опытом и информацией и Др.).

С годами это движение (в США, например) фак­тически переросло в «общественное здравоохране­ние», здравоохранение «на общественных началах», успешно конкурирующее с официальной медициной. Координирует эту работу многие годы Американс­кое общество Натуральной Гигиены.

Формированию организованного движения за На­туральную Гигиену в XIX веке предшествовало длительное многовековое противостояние, борьба двух основных направлений в мировой практике по оздо­ровлению человека — лекарственного и природно-оздоровительного (натургигиенического). Драматичес­кой истории конфронтации двух систем посвящена интересная, обстоятельная монография Г. Шелтона, носящая символическое название «Рубины в песке» (1969)*.

Нынешняя западная медицина, пишет Шелтон, за­родилась в Греции, а точнее, в ее колониях в Малой Азии на рубеже V-IV веков до н.э., «в период пол­ного игнорирования анатомии, физиологии, патоло­гии и других наук...». Зарождение этой медицины самым непосредственным образом связано с именем Гиппократа, культ которого был непомерно и искус­ственно раздут. В главе «Отец медицины» Шелтон приводит следующее высказывание американского ученого X. Сайджериста: «Они (работы, приписывае­мые Гиппократу), вероятно, не содержат ни единой строчки, написанной самим Гиппократом».

Многие ученые, указывает Шелтон, признают, что наше знание об историческом Гиппократе почти пол­ностью заимствовано у одного Платона, но «мы не можем исключить возможность того, что этот чело­век мог быть образцом для характера, придуманного Платоном».

Около 460 года до н.э. на острове Кос (Малая Азия) родился человек действительно по имени Гип­пократ, который в дальнейшем служил жрецом изве­стного храма. Как жрец, он занимался и лечением, будучи рядовым врачом. Но по прошествии времени произошла его трансформация в «отца медицины». Редакторы книги «Великие книги» дают, по Шелто

ну, следующее описание этой трансформации: «Фи­гура легендарного «отца медицины» вскоре заменила истинного Гиппократа. Хотя и нет свидетельств его времени, что он оставил какие-либо письменные ра­боты, в течение столетия медицинские работы при­писывались ему, особенно выходящие из медицинс­кой школы на о. Кос. Работы, которые сейчас выхо­дят под именем собрания сочинений Гиппократа, со­стоят в большинстве своем из ранних греческих трак­татов, которые были собраны воедино александрийс­кими учеными третьего века».

Миф о Гиппократе, пишет Шелтон, создавался веками. «Поскольку рукописи прошлого, из кото­рых почти все анонимные, были собраны в Алексан­дрийской библиотеке, читатели считали, что они об­наружили «доктрины Гиппократа» во многих ано­нимных рукописях IVV веков до н.э. Даже в те дни некоторые исследователи оспаривали их автор­ство. Но с течением времени читатели становились все менее критичными, и собрание «трудов Гиппок­рата» продолжало расти, пока оно не стало вклю­чать почти все анонимные работы классического века Греции».

Гален первым закрепил «авторитет» Гиппокра­та как «отца медицины». Гален, пишет Шелтон, «ви­димо, первым обратил внимание на заслуги «отца медицины», хотя сам родился в 130 году н.э. и не имел доступа ни к каким источникам о делах Гип­пократа».

Работы Гиппократа, указывает Шелтон, инте­ресны лишь тем, что дают нам ясное представление об эллинской медицине V — начала IV века до н.э. В трудах, приписываемых Гиппократу, хотя, по Шелтону, и «много чепухи», но «есть многое и от настоящей гигиены, свидетельствующее о том, что, кто бы ни были авторы этих трудов, они испытывали на себе влияние практической храмовой меди­цины».

Однако правильные концептуальные подходы и естественные методы лечения, первоначально заим­ствованные из храмовой медицины, постепенно были заменены на иные, прямо противоположные. Гречес­кая медицина все больше отрывалась от природы самого человека, естественных целительных сил и превращалась в набор искусственных методов и средств лечения, которые в силу своего характера в отличие от природных факторов (солнца, воды, воз­духа и т.д.) могли становиться и становились моно­полией дельцов от медицины, преследовавших ско­рее свои корыстные интересы, а не интересы боль­ного.

В Греции, как и в древнейших цивилизациях, от­мечает Шелтон, приводя слова исследователя Бернала, «врач был нечто вроде аристократа, имеющего дело с богатыми патронами. Лечение же простых людей оставалось в руках старых бабок и шарлата­нов, использовавших традиционные магические сред­ства ». Вот как описывает этот процесс Шелтон:

«Школа Гиппократа вначале не отбрасывала бо­лее простые средства лечения — отдых, голодание, диету, упражнения, солнечные ванны, водные ванны и т.д., хотя и отказалась от священных заклинаний и чар и от большинства других форм магии, которые были долгое время в моде. Но она сохранила и рас­ширила применение тех магических веществ, кото­рые позже стали известны как лекарства, и наделила их медицинскими свойствами. Другими словами, шко­ла Гиппократа украла у богов силу врачевания и вло­жила ее в вещества, которые раньше использовались при обращении к богам. Новой (медицинской) про­фессии было трудно отучить народ от простых средств ухода за больными.

Лишь постепенно ей удалось увести людей от при­родных средств и навязать им жалкую и рабскую зависимость от вызывающих болезни ядов лекаря. Лишь шаг за шагом лекарственная практика брала верх над умением регулировать образ жизни больного, лишь постепенно все более сильные яды заменяли мягкие и менее агрессивные средства. Нарастающая агрессив­ность средств характеризовала эволюцию медицины с момента ее зарождения около IV века до н.э. Школа Гиппократа была преимущественно школой лекар­ственного лечения».

Если бы школа Гиппократа, замечает Шелтон, «де­лала бы больший упор на гигиену и меньше на лекар­ственные средства, вполне возможно, той медицинс­кой практики, какую мы имеем сейчас, вообще не существовало бы. Лучшие из врачей той школы были самыми отъявленными шарлатанами. Претендуя на знания, которыми они не обладали, и провозглашая достоинства своих лечебных средств, они заложили структуру, которой до сих пор следует медицина. Ныне медицину характеризует шарлатанство в той же мере, как и в дни Гиппократа». «В трудах Гиппок­рата, пишет Шелтон, можно найти слова, отражаю­щие один из самых фатальных обманов, господство­вавших в умах медиков. Там сказано: «Экстремаль­ные средства являются самыми подходящими при экстремальных состояниях». Этой лжи все еще при­держиваются современные медики. Нет ничего более ужасной практики, основанной на принципе, что чем больнее пациент, чем отчаяннее его состояние, чем он слабее, тем больше у него потребность в ради­кальных средствах. Когда у больного снижается спо­собность к сопротивляемости и его легко убить, вра­чи устраивают ему самое опасное лечение».

«Концепции» и «правила поведения» врача были закреплены в так называемой клятве Гиппократа, которой и сегодня присягают врачи. Однако, пишет Шел-тон, ссылаясь на мнения историков, «знаменитая клятва Гиппократа есть всего лишь восстановление этических наставлений, сформулированных египетскими жреца­ми задолго до нашей эры, по оценкам египтологов, в XVI веке до н.э.». При этом «существует несколько вариантов клятвы. Все они, как считают, появились длительное время спустя после смерти Гиппократа».

Одно из наиболее важных положений клятвы — положение о клановости медицинской профессии, что указывало на ее, по сути, антидемократический ха­рактер. «Эта клятва, пишет Шелтон, содержит, не­сомненно, идущее от храмов обязательство не обу­чать медицине никого, за исключением членов семьи самого врача и других родственников». Другой аме­риканский врач, автор книги «Великий медицинский обман в миллиарды долларов» (Нью-Йорк, 1980), К. Ласко, начинает свою книгу с беспощадной крити­ки этой клятвы, называя ее «клятвой лицемерия».

О «кодексе молчания» в клятве говорится доста­точно откровенно: «передавать знания наставления­ми, лекциями и всеми другими способами моим сы­новьям, сыновьям моего учителя и ученикам, связан­ным обязательством и клятвой. Но никому более. И что бы в жизни людей я ни увидел или услышал во время лечения или вне его, что не должно быть от­крытым, я буду хранить молчание, веруя, что об этом не следует говорить. И если я проступком нарушу клятву, да получу я по заслугам». Практический вред культа Гиппократа заключается в том, что его име­нем были освящены, закреплялись в медицине мно­гие эклектичные, путаные положения, не говоря уже об искусственном характере применяемых ею средств, ее антидемократизм и клановость, что в конечном итоге вылилось в кризис всей западной системы ме­дицины.

Однако наряду с западной несовершенной ме­дициной в мире существовала и иная, истинная ме­дицина. Прежде чем рассматривать принципы Нату­ральной Гигиены, вкратце остановимся на ее пред­шественнице, родственной по духу и приемам древ­неиндийской медицине «аюрведа» (в переводе с сан­скрита — «наука жизни»). Как отмечает индийский философ и историк Д. Сингх в статье «Традицион­ная индийская медицина», в отличие от западной медицины, сосредоточившей все внимание на болез­ни, в Индии понятие «аюс» — «жизнь» было осно­вой индийской медицины и ее классической систе­мы лечения на протяжении пяти с половиной тысяч лет. На базе этой философии жизни сформирова­лась строгая логическая медицинская система «аюр­веда», превосходящая все остальные достижения индийского научного и теоретического мышления. В то время как в основе многих древних методов вра­чевания лежали магия, колдовство, шаманство, ин­дийская медицина, опираясь на логику, стремилась разработать научную диагностику. Будучи состав­ной частью всеобъемлющей философии, касающей­ся материи и эволюции, «аюрведа» отвергала теоло­гию, молитвы, ворожбу. Вместо этого она искала причины недуга, чтобы его можно было предотвра­тить или исцелить.

Колониальное порабощение Индии англичана­ми в течение двух веков отбросило назад страну в развитии не только экономики, но и медицины. Но с завоеванием независимости Индией в 1947 году началось возрождение древней медицины. За годы независимого существования средняя продолжи­тельность жизни в Индии увеличилась более чем в полтора раза, в чем несомненная заслуга принад­лежит и древнеиндийской медицинской системе «аюрведа».

* Под рубинами имеются в виду знания о Натуральной Ги­гиене.

 

Философия. Принципы. Приемы.

 

Натуральная Гигиена, по существу, была «на­следницей» на Западе «аюрведы», основывалась на тех же принципах, той же философии, тех же при­емах.

Натуральная Гигиена, основанная на комплекс­ном оздоровлении человека естественными метода­ми, факторами природы (воздух, вода, солнце, есте­ственное питание, физические упражнения, отдых и пр.), была реакцией на неудачи в лекарственной тера­пии, которые приводили к массовым жертвам во вре­мя эпидемий в США (конец XVIII — начало XIX века). Авторы вышедшей в 1972 году книги «Величайшее открытие здоровья» (Чикаго) следующим образом опи­сывают обстановку, в которой зарождалась Натураль­ная Гигиена (этот термин утвердился в 1856 году): «Из противоречий, замешательства, хаотического и раз­нородного смешения иллюзорных взглядов, имену­емых «медицинской наукой» и «медицинским искусством», из конфликтов различных школ лечения, из явной неудачи выполнить свои обещания, из от­каза врачей принимать во внимание природные по­требности жизни при уходе за больными выросла важность, скорее настоятельная необходимость в ре­волюционной перестройке биологической мысли и возрождении биологического взгляда на потребнос­ти человека».

Началом зарождения Натуральной Гигиены счи­тается 1832 год, когда один из ее пациентов — Силь­вестр Грэхем (1794—1851) выступил с циклом лекций в Нью-Йорке по вопросу о целебных свойствах ве­гетарианского питания. Поводом для его выступления послужил пример секты «библейских христиан», пере­ехавших в Филадельфию из Англии в конце XVIII века. Эта секта воздерживалась от всякой животной пищи, считая ее прием нарушением одной из Божьих за­поведей, а также от чая, кофе, табака, алкоголя, специй и прочих стимуляторов. Во время эпидемии холеры в Филадельфии в начале XIX века ни один член секты не заболел холерой, что навело Грэхема на мысль о целебных свойствах пищи. Ни один из последователей Грэхема, кто по его совету перешел на новое, вегетарианское питание, также не заболел холерой.

С. Грэхем предъявлял высокие требования к ги­гиене человека, считая его самого главным виновником болезни. «Уже длительное время, — говорил он, — я открыто провозглашаю, что человек, как правило, сам является причиной собственных болезней и страда­ний, что почти всегда он сам виноват в том, что бо­лен, и что он так же должен просить прощения у общества за то, что болеет, как и за то, что пьянству­ет» (эпиграф к книге Г. Шелтона «Натуральная Гиги­ена. Праведный образ жизни человека»).

На протяжении полутораста лет движение за На­туральную Гигиену росло и утверждалось в ожесто­ченной борьбе с традиционной медициной, не при­знававшей ее принципы и концепции. Это движение, которое охватило также другие страны (Австралию, Новую Зеландию, ряд западноевропейских стран, Японию), насчитывает десятки имен крупных деяте­лей в XIX веке, таких, как С. Грэхем, И. Дженнингс, Р- Тролл, Т. Николе, Дж. Джексон, X. Остин, Ч. Пейдж, Р. Уолтер, С. Доддс, Ф. Освальд, Дж. Тилден, и дру­гих, а в XX веке — Б. Макфэдден, П. Брэгг, К. Джеф­фри, Дж. Роджерс, К. Ниси, С. Ватанабэ, Г. Шелтон, и других.

В своем поступательном развитии концепции На­туральной Гигиены изменялись, дополнялись, совер­шенствовались, окончательно сформировавшись во второй половине XIX века. Благоприятная объек­тивная обстановка — отсутствие войн, хорошие кли­матические условия, свободное творчество — по­зволяла ученым, придерживавшимся нетрадицион­ных взглядов и подходившим к человеческому орга­низму с позиций синтеза, его целостности, серьезно и длительное время осваивать альтернативные зна­ния о человеке и методах его оздоровления. Рож­денная не в кабинетно-лабораторно-пробирочных условиях, а выросшая из длительной практики мас­сового лечения и оздоровления людей, Натуральная Гигиена смогла выйти и на четкие теоретические представления о феномене здоровья и болезни, об объективных законах, управляющих организмом, стать настоящей наукой. Выступая в журнале «Уотер кьюер джорнал» («Журнал о водолечении», декабрь 1861 года), Р. .Тролл так сформулировал кредо Натуральной Гигиены:

1) система лекарствен­ной медицины ложна, неверна с философской точки зрения, абсурдна с научной, враждебна природе, про­тиворечит здравому смыслу, катастрофична по ре­зультатам, она — проклятие для человеческого рода;

2) система гигиенической медицины, которую мы ут­верждаем и практикуем, находится в гармонии с природой, соответствует законам живого организ­ма, правильна с научной точки зрения, положитель­на по результатам, она — благодеяние для челове­ческого рода.

Во вступительной лекции в Нью-Йоркском гигиенотерапевтическом колледже в 1863 году он лее заявил: «Мы не реформаторы, мы — революционе­ры. Мир достаточно имел реформ в медицине. Ре­формировать лекарственную систему путем замены одних лекарств другими означает совершать смехот­ворный фарс. Возможно, во многих случаях это и заменит большее зло на меньшее, но, тем не менее, это то же, что замена, к примеру, большей лжи на меньшую, непристойного языка на ругань, воровства на обман. Заменять аллопатию на гомеопатию или то и другое на физиотерапию, а все, вместе взятое, на эклектичное лечение — то же самое, что проповедо­вать умеренность, заменяя ром, бренди, джин пивом и вином или животные мясные продукты — моло­ком, сливочным маслом и сыром. У нас нет никакой замены лекарствам. Мы отвергаем их как порочные вещи и предписываем полезное. Мы не можем под­менять ложь. Мы должны обучать только истине. Наша система независима от всех остальных, Ее по­ложения оригинальны. Ее доктрины никогда не пре­подавались в медицинских школах. О них никогда не писали в книгах по медицине, их никогда не призна­вали медики. Они, вероятно, опережают все, что ког­да - либо преподавалось и предлагалось, ибо вытека­ют из самих законов природы. Мы не признаем ника­кого авторитетного учебника, кроме того, который написан рукой Господа — всеобъемлющей природой» (Г. Шелтон. «Натуральная Гигиена. Праведный образ жизни человека»).

Другим выдающимся натургигиенистом XIX века был И. Дженнинге. Он разработал теорию болезни, отличную от всех остальных, которую он назвал «ортопатией» («правильным страданием» — с гречес­кого). Согласно этой теории болезнь и здоровье — едины, и в своих многочисленных проявлениях — лихорадка, воспаление, кашель и др. — феномен болезни подчиняется единым законам жизни. Бла­годаря ему болезни исчезали с быстротой, дотоле неизвестной.

С самого начала Натуральная Гигиена утверди­ла себя как решительный противник всякой лекар­ственной терапии, но в дальнейшем и как противник всякого внешнего насильственного действия на больной организм, в том числе такого, как водолечение, физиотерапия и т.д. Главное в Натуральной Гигиене — опора на самовосстановительные силы организма (иммунитет*), которые приводятся в дей­ствие через создание комплекса оздоровительный условий. «Возвращение к здоровью — через возЧ вращение к здоровому образу жизни» — правила Натуральной Гигиены. Строя свою деятельность на гигиеническом просвещении масс в области физиологии, биологии, анатомии, натургигиенисты веду­щее место старались отводить формулированию четких законов жизни и природы, без которых успешную просветительскую работу они считали невозможной.

Согласно авторам книги «Величайшее открытие здоровья» деятельность, например, Дженнингса основывалась на наблюдении, что существуют следующие законы жизни: «закон действия» (физические упражнения), «закон покоя» (сон, отдых), «закон экономии» (сохранение жизненной энергии), «закон распределения» (обеспечение энергией каждого органа), «закон адаптации» (приспособление к вредным веществам и влияниям), «закон стиму­ляции» (внутренний голос опасности), «закон ог­раничения» (природная защита от перерасхода энер­гии), «закон равновесия» (восстановление слабых органов за счет общего перераспределения энер­гии) и др.

В дальнейшем перечень законов расширялся и до­полнялся. Так, Г. Шелтон во главу угла поставил закон кислотно-щелочного равновесия, им же было вве­дено понятие «закона минимума» и др.

Философию Натуральной Гигиены молено выра­зить следующим лаконичным определением выдаю­щегося болгарского натургигиениста Петра Димкова: «Всю формулу здоровья можно написать на ногте­вом ложе: береги чистоту внутреннюю — чистые мыс­ли, чистые желания, чистые поступки, чистые слова, чистая пища. Будь скромным и соблюдай Законы Природы»**.

Вот основные принципы Натуральной Гигиены:

а) Здоровье. Феномен здоровья Г. Шелтон трак­тует как «состояние целостности и гармоничного раз­вития, роста и адаптации каждого из органов друг к другу без единого недостающего и без единого из­лишнего органа». Далее он поясняет: «Английское слово «здоровье» («хелс») берет начало от англосак­сонского «хоул» («цельный», «целостный»). Слово «лечить» («хил») происходит от того же корня и оз­начает восстановление целостности, цельности. Взя­тое в самом полном смысле этого слова «здоровье» означает законченность, совершенство организации, то есть жизненную надежность, свободу действий, гармонию функций, энергию и свободу от любых на­пряжений и скованности». В основе здоровья лежит принцип взаимодействия и взаимозависимости орга­нов, причем, как отмечает Шелтон, «сейчас уже хо­рошо известно, что каждый орган более отчетливо действует на благо целого (организма), нежели на собственное благо» (Г. Шелтон. «Как стать здоро­вым»). То есть подчеркивается известный «альтру­изм» частного по отношению к целому.

К сожалению, замечает Шелтон,  «от студен­тов-медиков не требуют изучения здоровых мужчин и женщин. Признаки и симптомы здоровья не изучаются. Ни один медицинский колледж никог­да не подавал заявок на здоровых людей для клинического обследования. Клиника по изучению здоровья на открытом воздухе важнее, чем клиника по изучению болезни у больничной койки.  Место, где обучали бы население и студентов тому, как наладить и поддерживать здоровье, не у больничной койки, а на свежем воздухе, там, где люди живут здоровой жизнью. Но никто еще не видел медицинский колледж в гимнастическом зале, на пляже, в санатории или в столовой, где обсуждались бы вопросы здоровья и его признаков. Профессора медицины не читают лекции о происхождении здоровья. Вместо этого они пространно и с ученым видом рассуждают о происхождении болезней» (Г. Шелтон. «Нужна революция». — Жур­нал «Гигиеническое обозрение», 1978, № 6).

б) Болезнь. При рассмотрении такого явления, как болезнь, все натургигиенисты сходятся во мне­нии, что основой болезни является токсемия, или присутствие в крови организма токсинов (пищевых, лекарственных и прочих). Еще в 60-е годы прошлого столетия механизм и проявления токсемии были де­тально изложены в двухтомном труде Дж. Тилдена «Разъяснение токсемии».

«Мы заявляем, что токсемия является универ­сальной причиной болезни***. Но мы также говорим, что токсемия имеет много причин. Она — лишь зве­но в цепи причин и следствий. Токсемия происходит из-за задержки выделения вследствие иннервации. А иннервация есть суммарный эффект всего нашего поведения, если оно в совокупности забирает чрез­мерно много нервной энергии. Воспаление в любом органе происходит по той же причине — из-за токсе­мии. Иннервация, которая препятствует выделению и развивает токсемию, может быть результатом лю­бой иннервирующей причины или любого числа та­ких причин. Несет ли болезнь название тонзиллит, эндокардит, гастрит, колит, цистит, воспаление мо­чевого пузыря, пиоррея или любое другое — все они основаны на токсемии» (Г. Шелтон. «Натуральная Гигиена. Праведный образ жизни человека»). Шел­тон напоминает, что суффикс «ит» («итис») означает с греческого «воспаление».

Касаясь механизма болезни, Шелтон останавли­вается на таком понятии, как «единая патологичес­кая цепочка». «Если помнить о звеньях патологичес­кой цепочки — иннервация, токсемия, раздражение, воспаление, изъязвление, уплотнение, опухолеобразование (рак), — мы сможем, вероятно, уяснить, что рак начинается за много лет до того, как он оконча­тельно проявляется» (Г. Шелтон. «Как стать здоро­вым»).

в)  Любая болезнь (исключая генетические за­болевания и травмы) есть результат нарушения за­конов жизнедеятельности человеческого организ­ма, законов природы. Поэтому и лечение ее воз­можно только через восстановление действия био­логических законов. То есть единственно на науч­ной основе.

г)  Любая болезнь есть болезнь всего организма, а не отдельного органа. Отсюда — «обязательно ком­плексное воздействие на организм естественными ме­тодами (системный подход). Лишь комплексное воз­действие естественных методов и обеспечивает реа­лизацию принципа чистоты внутренней среды организма, что создает оптимальные условия для беспрепятственного действия объективных, не зависящих от нашей воли законов саморегуляции и само лечения, которые и лежат в основе всей жизнедеятельности человеческого организма. Излечение от простуды или иного ненормального состояния, именуемого болезнью, зависит от самоцелительных способностей живого организма, которые являются та­кой же жизненной функцией, как дыхание, экскреция и питание» (Г. Шелтон. «Спонтанное излечение от рака». — Журнал «Гигиеническое обозрение», февраль 1978 г.).

д) Для действительного оздоровления организма необходимо устранение не симптомов болезни («симптоматическое лечение»), а ее первопричины. При этом Натуральная Гигиена в целях экономии и накопления энергии организма особое внимание уделяет четырем видам отдыха и покоя: «физический отдых»,  «физиологический отдых» (воздержание от пищи как лечебное голодание), «умственный отдых», «душевный отдых».

е) Важнейшее место Натуральная Гигиена отводит питанию. Ни один оздоровительный комплекс не может считаться полноценным без соблюдения четких, строгих законов питания, ибо пища, по убеж­дению натургигиенистов, определяет не только со­став крови, но формирует характер и даже миро­воззрение человека. К числу таких законов отно­сится прежде всего закон кислотно-щелочного рав­новесия.

Диалектически подходя к питанию, сторонники Натуральной Гигиены рассматривают его как процесс двуединый — питательно-очистительный, в котором собственно питание неотделимо от очищения орга­низма. Натуральная грубоволокнистая пища обеспе­чивает как биомеханическое его очищение, так и очищение биохимическое благодаря щелочным радикалам в этой пище, способным нейтрализовать патоло­гические кислоты, образующиеся в процессе жизне­деятельности организма. Согласно исследованиям английского ученого-биохимика Д. Буркитта грубое растительное волокно в пище является средством предупреждения и даже лечения геморроя, опухоле­видных заболеваний толстого кишечника. Подробное изложение проблемы питания дано в главах настоя­щей книги.

ж) Важная роль в Натуральной Гигиене отводит­ся психическому настрою, самовнушению положитель­ных эмоций, устранению иннервации (понижение уров­ня нервной энергии).

з)  Сторонники этой системы выступают против увлечения узкой специализацией в вопросах здо­ровья и болезни. Достаточно, считают они, знания основных биологических законов, управляющих организмом, и умения использовать с целью про­филактики и оздоровления главные  «рычаги», к которым они относят: кожу (восстановление кож­ного дыхания, или «лечение обнажением», по тер­минологии японских натургигиенистов Ниси и Ватанабэ), пищеварительный тракт (прием пищи), ко­нечности (физические упражнения, особенно виб­рогимнастика, другая двигательная активность), психику (самовнушение оптимистического настроя). Именно на этом в основном и построен противорако­вый практический комплекс японского врача-гигие­ниста К. Ниси, который описан в брошюре С. Ватанабэ «Рак можно предупредить и вылечить» (То­кио, 1960) и для составления которого были изучены и проверены на практике тысячи источников на Разных языках мира.

Подчеркивая важность действия под влиянием од­них даже наблюдений при отсутствии полного понимания деталей происходящих процессов в организме, Д. Буркитт писал: «В древнем Писании сказано «Человек засевает землю. Семя прорастает и развивается, но как, пахарь не знает». Это и есть подход c точки зрения здравого смысла. Если бы крестьянин отложил сев до тех пор, пока не поймет процесс прорастания семени, он умер бы от голода» (Д. Буркитт «Можно ли предупредить самые распространенные болезни?» — Журнал «Превентивная медицина», Нью-Йорк, 1977, № 4).

и) Натуральная Гигиена, как уже отмечалось, отвергает любую лекарственную терапию. Шелтон поясняет: «Гигиена должна целиком и полностью уничтожить лекарственную систему и дать народу систему ухода за телом и психикой, основанную на законах природы. Все существующие вещества по отношению к живому организму — или продукт питания, или яд. Ядом (лекарством) является все то, что не может быть ассимилировано живым организмом и использовано им для поддержания жизни. На основе

этого мы без колебаний заявляем, что все вещества (лекарства), которые применяет медицина, разрушают структурную целостность и нарушают функциональную энергию органов и тканей организма» (Г. Шелтон. «Натуральная Гигиена. Праведный образ жизни человека »).

к) В своих работах сторонники Натуральной Гигиены дают четкое разграничение между медициной и Натуральной Гигиеной. Так, Вирджиния Ветрано пи­шет: «Медицина с самого начала основывала свою практику на ложных принципах, поэтому выбросила прочь физиологию и отравляла людей патентованны­ми средствами... Не ищем же мы тепло на айсберге! Почему же искать здоровье в яде? Сделаем наши принципы четкими: источник здоровья — в здоровых воздействиях и в здоровых средствах. Лекарства же, которые все являются ядами, не относятся к факторам жизни, приносящим здоровье.

Могут заявлять, что медицина — это наука, по крайней мере, экспериментальная, а гигиена таковой не является. Но истина как раз в обратном: медици­на не является и никогда не была наукой, она — метод, прием, стиль лечения, физиология, биология, анатомия и другие относятся к наукам, но они — не медицина. У медицины отсутствует единый принцип, который можно было бы продемонстрировать рацио­нально или экспериментально. Ее методы эфемерны, чего не было бы, будь она научной...

Гигиена не только определенно истинная, она не­изменно истинная наука. Практика, основанная на ее широких принципах, следует определенным правилам, и в каждом случае результаты можно предвидеть. Этого, однако, нельзя сказать о медицинской прак­тике, ибо каждый раз, когда человеку дается лекар­ственная доза, надо ожидать неожиданного » («Нату­ральная Гигиена. Праведный образ жизни человека»). Шелтон по этому же поводу заявил: «Мы никак не можем согласиться оставить в покое медицину. Мы не ищем и не ожидаем покровительства медиков. Наша цель — взорвать, свергнуть, уничтожить не только всю их порочную практику, но и их лживые теории. Мы не можем молчать, пока продолжается практика лечения больных дозированными ядами. Как мы можем идти на компромиссы с системой, предпи­сывающей и лечащей такими веществами и средства­ми, которые истощают и разрушают организм вместо того, чтобы поддерживать и укреплять жизненные силы и структуры?»

л) Будучи проникнуты духом гуманизма, альтру­изма, оптимизма, последователи Натуральной Гигиены считали и считают своей первоочередной задачей обучение народа здоровью. Авторы книги «Величайшее открытие здоровья» писали: «Сторонники Грэхе­ма были заинтересованы не столько в физиологичес­ких исследованиях, связанных с экспериментами на животных, сколько в распространении знаний о фи­зиологии среди простого люда и создании образа жизни, основанного на физиологии». В. Ветрано: «Наш мир — это мир мужчин и женщин, которые прекрас­но образованы в области непозитивных знаний, тс есть знаний, которые не связаны с человеком и природой. ...Можно быть Эйнштейном в математике болеть несварением желудка. Со всем своим образо­ванием человек принимает аспирин или антоцид от дискомфорта и ведет себя так, как будто у этого дискомфорта нет причины.

Как долго мы еще будем колебаться принимать систему, которая основана на принципах природы? Нам, гигиенистам, предстоит многое сделать. На нас лежит большая ответственность. Если мы хотим вы­полнить свой долг, мы должны быть учителями на­рода, распространять истинные знания о законах, которые управляют нашей жизнью. Мы никогда не выступаем за игнорирование любой другой области человеческих знаний — математики, языкознания, живописи, поэзии, ваяния и других. Но очевидно и то, что, как бы они ни были важны, знание науки жизни, науки о человеке имеет неизмеримо большее значение. Хорошо, что мы знаем законы математики и грамматики, но, прежде всего, давайте изучать законы жизни» (выделено автором. — Л.В.)

На протяжении 1993-1994 годов в двадцати комитетах и подкомитетах Конгресса США проходило обсуждение реформы американского здравоохранения, которая предусматривала также применение некоторых натургигиенических принципов, в частности в противораковой программе. Использование этих принципов и подходов показало высокую эффективность при лечении там алкоголизма и даже СПИДа. Сразу после своего вступления на президентский пост в январе 1993 года Б. Клинтон объявил о необходи­мости дальнейшего совершенствования американской службы здоровья, прямо увязав его, в частности, с потребностями экономики. «Мы должны, — заявил он — коренным образом пересмотреть всю органи­зацию нашего здравоохранения, ибо без этого мы не сможем приступить к решению неотложных задач экономики».

В конце XIX — начале XX века благодаря работам великих русских ученых — И.П. Павлова, И.М. Сече­нова, И.И. Мечникова и других начинали разрабаты­ваться научные основы Натуральной Гигиены (полу­чившей, в частности, название «физиатрия») и у нас в стране, однако претвориться в целостную практичес­кую систему не смогли: события начала века прерва­ли процесс становления этой науки. Показательно, что Г. Шелтон, который высоко ценил нашего вели­кого физиолога академика И.П. Павлова и на кото­рого не раз ссылался в своих трудах, использовал его учение о раздельных пищеварительных соках для разработки практической системы питания для чело­века, известной в мире как «раздельное питание по Шелтону».

Лишь в последнее десятилетие в нашей стране стали зарождаться и развиваться принципы Нату­ральной Гигиены, причем по инициативе «низов». Это связано с целым рядом обстоятельств, и, прежде всего, с интенсивным загрязнением окружающей природной средой внутренней среды человеческого организма, что стало основой заболеваний, в том Числе смертельно опасных. И здесь необходимо выделить принципиальные расхождения между «гиппократовской» медициной и Натуральной Гигиеной

Бесперспективность «гиппократовской» модели медицины определяется следующими обстоятель­ствами:

а)  эта медицина не имеет ничего общего с зако­ном о саморегуляции организма, на которой основа­на вся его деятельность;

б) сама по себе исключает всесторонний, по на­стоящему комплексный диалектический подход организму, так как обусловлена локальным видени­ем предмета. В наше время появился качественно но­вый тип массовой болезни — дегенеративный, с глубокой травмой клеточной структуры, для восстанов­ления которой необходимы усилия всего организма и, следовательно, принципиально новые к нему подходы;

в)  загрязнение окружающей среды повышает без того уже высокую степень загрязненности (зашлакованности) внутренней среды организма пище­выми, лекарственными и прочими токсинами и вве­дение лекарств еще больше ослабляет иммунные силы организма для борьбы с побочными и прямы­ми воздействиями лекарств и выведения их токсичных остатков. А рекомендации все более силь­ных лекарственных средств при утяжеленных со­стояниях организма лишь быстрее замыкают порочный круг и все чаще ведут к немедленному или отдаленному по времени летальному исходу. В на­стоящее время установлено, что на долю ятрогенных (лекарственных) болезней приходится 15% всех заболеваний;

г) современный человек с развитым чувством до­стоинства и самостоятельности все чаще тяготится зависимостью от врача, уровень знаний которого за­частую невысок, стремится к самопознанию и средствам и методам самоисцеления;

д)  засилье лекарственной терапии само по себе показатель ограниченности истинных знаний о человеке, его возможностях и резервах;

е) наконец, в наше тяжелое в материальном и психологическом отношении время искусственное за­вышение цен на лекарства (не говоря уже об их со­мнительной ценности) для еще верящих в их пользу людей, особенно пожилых, является дополнительным стрессом, способным ухудшить их положение вплоть до преждевременной смерти.

Усилиями энтузиастов здорового образа жиз­ни в России создана сеть клубов любителей бега, самодеятельных лекториев по здоровью, школ здо­ровья т.д. Однако эта инициатива находит крайне пассивный отклик в медицинских кругах и «вер­хах», прямое назначение которых — возглавить это движение «низов», придать ему организованный, целенаправленный, научный и государственный ха­рактер. Но до сих пор робко и медленно решается проблема союза медицины и физической культу­ры, чему способствует и ведомственная разобщен­ность, инертность мышления, отсутствие системы

истинных знаний.

Необходимо здравоохранение нового, новатор­ского типа, которое должно сделать самого рядо­вого человека сознательным и грамотным хозяи­ном своего здоровья. Именно здесь заложены глав­ные, еще не использованные резервы. Интенсивный путь развития в здравоохранении основан на вос­становлении экологических связей в организме че­ловека. Практически это означает создание для него таких внешних условий, при которых становится возможным установление и поддержание на микро и макроуровне всесторонних связей организма, что единственно и гарантирует беспрепятственное действие заложенных в нем природой мощных иммунных сил — сил саморегуляции, самовосстановления, самоисцеления, самоочищения, самосовешенствования.

И.П. Павлов писал: «Человеческий организм есть в высшей степени саморегулирующаяся система, саг себя направляющая, поддерживающая, восстанавливающая и даже совершенствующая».

Принципиальное в физиологическом отношений различие между «гиппократовской» медициной и Натуральной Гигиеной кроется в вопросе чистоты внутренней среды организма: если первая основана, образно говоря, на «насыщении» больного организм лекарствами, сыворотками, вакцинами, неразборчивым питанием, а по существу — на загрязнении, дс полнительной интоксикации организма, что ведет еще большему нарушению его связей, то интенсивное, экологическое здравоохранение базируется на максимальном освобождении больного организма от лекарственных, пищевых и прочих токсинов, что повышает уровень его энергетики, столь необходимом при выздоровлении. Среди мер дезинтоксикации важное место занимает дозированное (кратковременно или длительное) лечебное голодание, или разгрузочно-диетическая терапия (РДТ), по терминологии доктора медицинских наук, профессора, основателя оте­чественной школы лечебного голодания Ю.С. Нико­лаева. И здесь уместно подчеркнуть и выделить яв­ные преимущества Натуральной Гигиены перед «гиппократовской» медициной:

а)  снимает барьеры на пути использования главных резервов и главных источников в борьбе за здоровье человека;

б)  ликвидирует монополизм одной модели медицины на здоровье человека, передает право на владе­ние своим здоровьем в собственные руки владельца, превращая тем самым, рядового, простого человека подлинного хозяина своего «главного капитала» и основного богатства на основе точного и истинного си­стемного знания:

— формирует правильное и целостное научно-ди­алектическое мышление общественности, в том числе медицинской, на проблемы здоровья;

— превращает медицину в настоящую науку, зак­ладывает основы биологической философии челове­ка, науки о здоровье;

—  обеспечивает надежность здоровья каждого члена общества;

—  делает методы оздоровления общедоступны­ми, демократическими, массовыми;

— сокращает сроки реализации государственных планов и программ по оздоровлению народа (если таковые имеются);

— приносит (помимо экономии времени) эконо­мию государственных средств на нужды здравоох­ранения, не требуя дорогостоящего медицинского оборудования, снижая выплаты по больничному ли­сту и т.д.;

— готовит врачей новой формации — натургигиенистов, учителей здоровья;

— избавляет многих людей от затрат на лекар­ства;

— вселяет уверенность в лучшее будущее путем коррекции своего здоровья бесплатными естествен­ными методами и средствами.

Опыт отечественных и зарубежных энтузиастов здорового образа жизни, школ здоровья убедитель­но показывает, что существуют пять основных видов экологических связей («концепция пяти связей», по Владимирскому), в постоянном восстановлении и поддержании которых нуждается человеческий организм.

Психоэмоциональные связи: восстановление психоэмоционального равновесия, психоэмоциональных вязей с окружающей, прежде всего, природной средой, в том числе с космосом, а также и социальной средой, обществом и его членами через культивирование в своем сознании оптимизма, разума, воли представлении о мире, добре, единстве и взаимопомощи как фактора и объективного Закона эволюции последовательное воспитание в себе альтруизма, отказа от многоликого эгоизма, что в комплексе оказывает и в высшей степени благотворное воздействий на физиологию человека путем выработки полезны гормонов, эндорфинов и т.д.

Биомеханические связи (движение есть жизнь) восстановление правильного, активного кровообращения, особенно капиллярного и прекапиллярного, через соответствующие физические упражнения и прочие виды двигательной активности, суточная норма которой в переводе на ходьбу, по научно-практическим расчетам ученых, определяется в 10 км ускоренным (спортивным) шагом для приведения в действие системы кровеносных сосудов, общая протяженность которых во взрослом организме составляет 100 тысяч километров.

Биоэнергетические связи: восстановление и поддержание правильного дыхания через знание его законов и навыков, в том числе новейших исследований по так называемому эндогенному (внутреннему), или гипексическому, дыханию, усиливающему энергетику организма.

Биохимические связи: восстановление кислотно - щелочного равновесия в крови в качестве главного физиологического закона организма прежде всего с помощью натуральных свежих продуктов, в который самой природой заложены, как правило, оптимальные естественные соотношения элементов щелочной и кислотной валентности.

Биофизические связи: восстановление естественных связей кожного покрова и внутренних органов через его биологически активные точки с внешней средой — основными сферами: землей, водой, возду­хом, космосом с помощью так называемого лечения обнажением — водных, воздушных, солнечных, све­товых ванн, босохождения.

И чем комплекснее такой подход к здоровью, тем больше возможность восстановления и удержания действия закона кислотно-щелочного равновесия (КЩР) как основы всех процессов, происходящих в организме, общего знаменателя всех воздействующих на него факторов. В настоящее время известно, что отклонение рН крови на 0,35 от нормальной величи­ны рН 7,3-7,4 в сторону ацидоза (кислотная реак­ция) или алкалоза (щелочная реакция) приводит орга­низм к смерти. По словам американского врача Джор­джа Крайля, «нет естественной смерти. Все так на­зываемые смерти по естественным причинам есть всего лишь конечный результат прогрессирующего ацидо­за» (Г. Шелтон. «Натуральная Гигиена. Праведный образ жизни человека»). По данным отечественного ученого Н.Л. Гармашевой, «жизнь возможна до тех пор, пока организм способен на борьбу с ацидозом». Закон КЩР был открыт в XVII веке профессором медицины Лейденского университета в Голландии Франциском Сильвием.

Концепция «пяти связей», думается, дает воз­можность правильно оценить и понять вклад народ­ной медицины, средства и методы которой, если их рассматривать под углом зрения названной концепции, оказываются объективно направленными на восстановление той или иной нарушенной связи или их набора в организме больного человека (будь то ще­лочные травы или заговоры, мази или костоправные манипуляции и т.д.).

Важнейшим организационным звеном здравоох­ранения нового, экологического диалектического типа выступает организация Всеобуча здоровья, что является делом государственной значимости, приобретающим сегодня жизнеспасительный характер. Высокий уровень общей грамотности позволяет ставить вопрос об обучении здоровью на строго научной диалектической основе по единой государственной программе. Натургигиеническое просвещение, обучение человека объективно действующим биологическим законам, управляющим организмом, должно стать в один ряд с экономическим, правовым, историческим и прочими видами народного просвещения.

Одна из важных психологических целей Всеобуча здоровья должна заключаться в том, чтобы побудить людей изучать себя, сняв у них страх перед собственным организмом, телом, через знание. Главным же аспектом новой программы экологического здравоохранения следует сделать антираковую проблему как наиболее острую и деморализующую волю народа. Это тем более нужно, потому что, по прогнозам специалистов (в частности, японских), XXI век дается «веком рака» ввиду нарастания факторов этой болезни.

Отстаивая теорию Натуральной Гигиены, Г. Шелтон написал фундаментальный труд из семи томов «Гигиеническая Система», в котором постарался охватить все стороны жизни человека в единении с природой. Предлагаемая читателям книга — лишь небольшая часть литературного наследия этого великого ученого. «Дай-то Бог, чтобы они побыстрее вышли на русском. Успех им обеспечен». Подобных откликов на систему Натуральной Гигиены России уже множество. Как говорили мудрецы древности, «нет безвыходных положений. Безвыходным мы называем такое положение, явный выход из которого нам почему-либо не нравится или недоомысливается».

Экологизация — единственный выход из кризиса, который переживает сегодня российское здраво­охранение. И чем быстрее этот переход будет осу­ществлен, тем лучше. Представляется, что, в свою очередь, экологизация сферы здравоохранения че­рез ее демократизацию может и должна занять ве­дущее место в будущей всеобъемлющей Общенаци­ональной экологической программе, в которой уже давно нуждается Россия и которая будет способ­ствовать выживанию и возрождению всех ее наро­дов, и в первую очередь русского, демографические показатели которого особенно неблагоприятные и трагические.

 

* По данным современной науки, самообновление, например, слизистой желудка происходит за 3-4 суток, красных кровяных шариков — за 90 суток, всего организма — за 7 лет.

** Из документального фильма совместного советско-болгарского производства «Войди в этот храм» (1978 г.). Под «хра­мом» имеется в виду «храм Природы».

*** Концепция токсемии как причины болезни получила под­тверждение в успешных практических работах советского ученого, академика АМН СССР Ю.М. Лопухина (метод гемосорбции), за которое он и его коллеги были удостоены Государственной премии СССР за 1979 год.

Л.А. Владимирский

 

 

КРАТКОЕ СЛОВО О Г. М. ШЕЛТОНЕ

 

С именем Герберта Макголфина Шелтона (1895-1985) связано подведение итогов беспрецедентного в истории западного полушария по значимости для здоровья человека периода (протяженностью около 150 лет) деятельности славной плеяды подвижников пионеров Натуральной Гигиены в США. Эти поставили на научную основу комплексное оздоровление человека естественными методами и целительными силами природы, открыв тем самым на Западе новую эру мировой здравоохранительной практики теории — эру альтернативного направления здравоохранения: антипода многовековой традиционной называемой «гиппократовской» (преимущественно лекарственной) модели медицины.

Г. Шелтону принадлежит огромная заслуга в деле обобщения и систематизации в своих работах, особен­но в семитомной «Гигиенической Системе» (1934-1968), знаний и опыта, накопленных его предшественниками в этой области за многие десятилетия. Вот что пишет о Шелтоне, например, лидер канадского движения Натуральную Гигиену Жак Боже-Прево:   «Шелтон произвел на меня впечатление человека, воодушевленного сильной любовью к природному здоровью и такой сильной ненавистью ко всему антибиологическому, что это вследствие его выступлений против официальной медицины и фармацевтических трестов стоило ему множества штрафов, судебных процессов и в конечном счете тюремного заключения. Из всех писа­телей-гигиенистов, с которыми я встречался с тех пор, именно он, по моему мнению, отличается наибольшей интеллектуальной честностью. Доктор Шелтон, к со­жалению, все еще слишком мало известен. В нашу эпоху все должно быть наоборот, потому что его уче­ние — воплощение антитезы наркомании.

Однако его самая большая заслуга заключает­ся в том, что он придал Натуральной Гигиене науч­ный характер, который признают за ней уже сегод­ня. Вящей славе этого учения весьма способствуют труды, написанные Шелтоном, — подлинный син­тез развития американской гигиенической школы за 150 лет».

В течение всей своей благородной деятельности Шелтон неизменно стремился к научной истине, и толь­ко к ней. И вполне оправданно выбранное им изрече­ние, вынесенное на обложку издаваемого им журнала «Гигиеническое обозрение доктора Шелтона»: «Да будет Истина, далее если низвергнутся Небеса!»

В своей теоретической работе и практике лече­ния 35 тысяч человек Шелтон опирался на знания не только натургигиенистов, но и выдающихся уче­ных с мировым именем, в том числе великого рус­ского ученого-физиолога, академика И.П. Павлова, которого очень высоко ценил. Именно учение Пав­лова о раздельных пищеварительных соках было положено в основу известной концепции Шелтона о раздельном питании. То, что не получило признания и практического применения в России, постепенно с Успехом реализовывалось Шелтоном в США и дру­гих странах. А вопрос об экологическом выживании в целом человека и человечества, который этот ве­ликий американец ставил еще десятилетия назад, 3адолго до признания данной проблемы крупнейшими учеными и политиками, в наши дни приобретает поистине спасительное для планеты значение. Мно­гие годы как набат звучали предостережения и пре­дупреждения Шелтона и других натургигиенистов об опасности, грозящей человечеству. Но они в то время не были услышаны, а во многих странах, в том числе в США, консервативные и корыстные кру­ги, особенно фармацевтический бизнес, доходы ко­торого после ВПК занимали второе место и на при­были которого покушалась Натуральная Гигиена, делали все возможное, чтобы заглушить, замолчать этот голос.

Шелтон писал, что гигиенистов в мире третиру­ют, преследуют. И он сам не избежал этой участи.

Натуральная Гигиена — это, по существу, еще не изученная в истории медицины страница, которую предстоит, особенно в сегодняшней России с ее без­грамотным даже в элементарных вопросах здоровья народом, по-настоящему осмыслить, глубоко изучить и претворить в практику, сделав концептуальной ос­новой перспективного здравоохранения, которому принадлежит будущее.

Язык Шелтона богат, а стиль своеобразен. Обла­дая широкой эрудицией в разных сферах знаний — от поэзии до философии, от истории до медицины, — он порой сочетает разные жанры: от строго науч­ного до популярного и даже поэтического. Неред­ко Шелтон прибегает к методу повторов, делая это, по его признанию, намеренно, ибо людям свойствен­но забывать порой самые простые истины, имею­щие для них жизненно важное значение. Имя это­го великого американского гуманиста и просвети­теля, посвятившего жизнь делу просвещения про­стых людей для сохранения их «главного капита­ла» — здоровья, будет вписано в историю челове­чества и служить примером верного служения лю­дям всего мира.

 

Герберт М. Шелтон (биографические сведения)

 

Герберт М. Шелтон — выдающийся американс­кий врач-гигиенист, крупнейший представитель дви­жения за Натуральную Гигиену в XX веке, облада­тель девяти званий почетного доктора наук и автор многих работ. Родился 6 октября 1895 года на фер­ме близ городка Уайли в округе Коллин на севере штата Техас. Умер 1 января 1985 года. Его родители — Мэри Фрэнсис Гутри и Томас Митчелл Шелтон. Предки — шотландцы, ирландцы, немцы, англосаксы.

Детство провел в основном на отцовской ферме. В 1911—1913 годах: в средней школе в г. Гринвиль (штат Техас) впервые познакомился с гигиеническими знани­ями по работам Р. Тролла, Р. Уолтера, Ф. Освальда, Ч. Пейджа, И. Дженнингса, С. Грэхема. С 1913 года — вегетарианец. В то время Шелтон еще не проводил раз­личия между натуропатией и Натуральной Гигиеной как наукой. В 1918 году был призван в армию, но как паци­фиста его определили поваром. В это же время он про­должал изучение Натуральной Гигиены по работам Дж. Джексона, М. Гоув, X. Остина, Дж. Тилдена. Пос­ле войны получил первоначальное медицинское обра­зование в «Интернациональном колледже врачей, не признающих лекарств» (Чикаго), основанном в 1920 году Бернаром Макфэдденом и известном еще как «Макфэдден колледж оф физкальтопати». В 1923 году окон­чил колледж: «Американ колледж оф нэйчурал терапетикс оф Линдляр» (Чикаго). Но, испытывая неудов­летворенность натуропатической системой Линдляра, в 1923 году поступил в колледж «Американ скул оф хиропрактик» (Нью-Йорк), где закончил курс по дие­тологии, защитил два диплома — по натуропатии и натуропатической литературе. Однако, разочаровавшись в Натуропатии, окончательно перешел на позиции Натуральной Гигиены, предписывающей отказ от всякого насильственного воздействия любыми внешними сред­ствами на организм и переход к здоровому образу жизни и самовосстановлению на базе иммунитета как главному условию оздоровления человеческого организма.

В 1921 году Шелтон издал свою первую книгу «Ос­новы естественного лечения», где изложил принципы Натуральной Гигиены. В том же году он женился. С 1925 по 1928 год работал в редакции журнала «Физикал калчер» и одновременно вел рубрику «Здоровье» в нью-йоркской газете «Ивнинг график». В 1928 году стал одним из основателей и совладель­цем журнала «Хау ту лив» («Как жить»), заложившего основу его будущего журнала «Гигиеническое обозре­ние доктора Шелтона» («Доктор Шелтонз Хайджиник ревью»), который начал выходить ежемесячно с сен­тября 1939 года. Отличительной чертой журнала было отсутствие в нем привычной для американской прессы рекламы патентованных средств. «Мы, — писал Шел­тон, — основали «Обозрение» не для того, чтобы де­лать деньги, а для того, чтобы распространять правду о здоровье и вести борьбу за свободу от медицины». Журнал никогда не окупал расходы на его издание и тем не менее выходил регулярно даже в тяжелые дни Второй мировой войны, когда финансовая помощь была ограничена, а бумага лимитирована. К 1941 году тираж журнала достиг 750 тысяч экземпляров. В 1939 году Шелтон основал «Школу здоровья» в г. Сан-Антонио (штат Техас), куда переехал с семьей еще в 1928 году. На протяжении практически всей своей актив­ной деятельности Шелтон подвергался преследова­ниям и даже тюремным заключениям (август, сен­тябрь 1927, 1932, 1933 гг. и др.) по обвинению в яко­бы «нелегальных занятиях медициной». Его травля до­стигла такого размаха, что даже Ф. Рузвельт — буду­щий президент США, бывший в то время губернатором, — выразился по поводу очередного тюремного заключения Шелтона так: «Чтоб он там сгнил». В 1980 году из-за гонений со стороны консервативных кругов нефтеносного штата Техас, известного своими реакци­онными взглядами, Шелтон был вынужден прекратить издание журнала, а в апреле 1981 года закрыть «Шко­лу здоровья» (единственную в то время в США).

Несмотря на его крайне драматическую судьбу, популярность Шелтона росла, в том числе за рубе­жом. В 30-е годы Махатма Ганди восхищался дея­тельностью Шелтона в области питания и лечебного голодания и пригласил его посетить Индию. Но вой­на помешала Шелтону осуществить этот визит.

В 1949 году Шелтон основал Американское об­щество Натуральной Гигиены (совместно с другими лицами), бессменным руководителем которого оста­вался до самой своей кончины. После его смерти Общество продолясает функционировать во главе с исполнительным директором Джеймсом Майклом Ленноном. Раз в два месяца выходит журнал «Наука здоровья» («Хелс сайенс»). Штаб-квартира Общества и редакция журнала — в г. Тампа, штат Флорида.

Благодаря пропаганде идей Натуральной Гигие­ны в ряде стран активно развивается натургигиеническое движение — Канаде, Австралии, Англии, Фран­ции, Японии, Индии и других. А в последние годы и в России, где оно, однако, крайне разобщено и пред­ставлено разрозненными группами энтузиастов здо­рового образа жизни. Создание Российского обще­ства Натуральной Гигиены (а учитывая важность для России этого дела — даже Партии Натургигиены) является насущной задачей, без решения которой невозможно предотвращение дальнейшего вымирания народа и деградации личности в стране.

Шелтон — автор большого числа книг и брошюр, а также многих статей в его журнале. Главный труд — «Гигиеническая Система» из семи томов, первый том которого вышел в 1934 году, — считается по праву основой натургигиенической литературы XX века. Его работы переведены на иностранные языки — немец­кий, французский, испанский, шведский, греческий, турецкий, хинди, иврит и др., а в последние годы и на русский («Основы правильного питания», «Голода­ние может спасти вам жизнь», «Миф о необходимо­сти секса» и ряд других, в том числе в таких издани­ях, как приложение к газете «Советский спорт» Вес­тник ЗОЖ («Здоровый образ жизни»), журнал «Будь здоров!»).

Г. Шелтон — отец троих детей: дочери — Уилло-удин, сыновей — Уолдена и Бернарра.

На вопрос, заданный Шелтону в 1982 году, «ка­ким он хотел, чтобы его вспоминали?» — он ответил: «Как человека, который вывел порядок из хаоса и вос­становил гибнувшее движение гигиены». По отзывам, одни считали Шелтона «слишком радикальным», дру­гие преклонялись перед ним как возродившим натургигиеническое движение. В ответ на обвинения в ради­кализме он заявлял, что принимает это за похвалу, ибо «радикальный» — от слова «коренной», «глав­ный», синоним понятий «цельный», «органичный», «совершенный», «естественный». Таким образом, быть «слишком радикальным» — быть «слишком истин­ным». Что и необходимо в сфере здоровья человека. При похвалах в его адрес он говорил: «Чтобы не пока­залось, будто я считаю себя больше, чем есть на са­мом деле, хочу сказать, что с 1936 года мне помогали многие мужчины и женщины, которые посвятили свою жизнь пропаганде Натуральной Гигиены. Никто в одиночку не в состоянии создать такое движение. Один человек может лишь дать толчок движению. Но если другие не присоединятся к нему, оно обречено».

России, во имя спасения, и предстоит создать такое общенародное движение — Натуральная Гигиена приходит и как спаситель российского рода. Список основных работ Г. Шелтона.

—  «Гигиеническая Система» (семь томов):

т. I. Ортобиономика. Основы физиологии чело­века, правила ухода за разными органами тела для их поддержания в здоровом состоянии («ортос» — с греческого — «правильный», «истинный»;

т. П. Ортотрофия — 1. Основы правильного ле­чебного голодания;

т. III. Ортотрофия — 2. Основы правильного пи­тания;

т. IV. Ортокинезиология. Основы правильных фи­зических упражнений;

т. V. Ортогенетика. Основы правильного полово­го воспитания;

т. VI. Ортопатия — 1. Теория болезни и здоровья;

т. VII. Ортопатия — 2. Описания 400 болезней и естественных методов их лечения.

— Натуральная Гигиена. Праведный образ жиз­ни человека.

— Красота человека. Ее культура и гигиена.

—  Здоровье для миллионов.

—  Здоровье для всех.

— Как стать здоровым.

— Рубины в песке.

— Лечение рака естественными методами.

— Голодание может спасти вам жизнь.

— Совершенное питание.

— Как правильно сочетать пищу.

— Гигиенический уход за детьми.

— Как «лечат» болезни.

— Пороки вакцин и сывороток.

—  Сифилис: обор

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги Музыка онлайн- видео Партнерская программа
Фильмы Программы Ресурсы сайта Контактные данные

 

 

 

Этот день у Вас будет самым удачным!  

Добра, любви  и позитива Вам и Вашим близким!

 

Грек 

 

 

 

 

  Яндекс цитирования Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов SPLINEX: интернет-навигатор Referal.ru Rambex - рейтинг Интернет-каталог WWW.SABRINA.RU Рейтинг сайтов YandeG Каталог сайтов, категории сайтов, интернет рублики Каталог сайтов Всего.RU Faststart - рейтинг сайтов, каталог интернет ресурсов, счетчик посещаемости   Рейтинг@Mail.ru/ http://www.topmagia.ru/topo/ Гадания на Предсказание.Ru   Каталог ссылок, Top 100. Каталог ссылок, Top 100. TOP Webcat.info; хиты, среднее число хитов, рейтинг, ранг. ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки! Русский Топ
Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов KATIT.ru - мотоциклы, катера, скутеры Топ100 - Мистика и НЛО lineage2 Goon
каталог
Каталог сайтов